Земельный налог — что это такое, экономическая сущность, местный или региональный, характеристика

К каким налогам относиться земельный? Система налогообложения России, ее общая характеристика, принципы построения, земельный сбор в налоговой системе, его виды и категории – подробно в статье.

Земельный налог в системе налогообложения России

В России пользование землей, согласно статье 65 Земельного Кодекса, является платным. Форма платы за земельный участок – сбор (или налог) – исчисленная в законодательном порядке денежная сумма, которую юридическое или физическое лицо, признано налогоплательщиком данного налога, обязано уплатить в казну.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоги — это обязательные, невозвратные, безвозмездные, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются уполномоченным государственным учреждением с целью удовлетворить потребности государства в финансовом ресурсе.

Налоговая система — совокупность сборов и налогов, которые взимаются с физических и юридических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей на условиях и в порядке, в соответствии с НК.

Необходимость применения налоговой системы – это одна их функциональных задач федерации. Историческое течение эволюциигосударственности наглядно раскрывает предопределение каждого нового этапа развития системы налогов и сборов. Исходя из этого, организация и структура системы налогов государства характеризуется уровнем ее экономического и государственного развития.

Принципы, на которых построена российская налоговая система, обусловливаются Налоговым Кодексом и Конституцией. В России действующая трехуровневая система налогообложения, которая состоит из федеральных налогов, региональных и местных, говорит о соответствии мировому опыту государств-федераций.

На сегодняшний день, основным законодательным актом о налогах является Налоговый Кодекс, который состоит из двух частей (специальной и общей). Они регламентируют общие принципы построения системы налогов, а также взаимоотношения налогоплательщиков и государства, отдельно по каждому конкретному виду налога.

Земельный налог в классификации налогов

Налоги, которые взимаются с плательщиков можно разделить такие следующие группы:

по месту поступления:

  • региональные;
  • федеральные;
  • местные;
  • по применению:
  • общие;
  • специальные;
  • по исчислению денежных средств:
  • прямые;
  • косвенные;
  • по субъектам обложения:
  • с физических лиц;
  • с юридических лиц.

Согласно 15 статье Налогового Кодекса, земельный налог относится к местным налогам.

По определению, данному в 12 статье, местным является налог, установленный Кодексом и нормативно-правовыми актами выборных органов местных самоуправлений на территории муниципальных образований.

Прямые налоги взымаются с дохода или объектов владения налогоплательщика в виде фиксированной суммы. Земельный сбор взимается в процессе приобретения и дальнейшего накопления ним материального блага, чем также определяется его прямой характер.

Вопросы налога на землю регулируются несколькими отраслями законодательства РФ (Земельным Кодексом и Налоговым Кодексом).

Земельный налог в большей мере устанавливает Налоговый Кодекс главой 31.

Он начинает или прекращает действие на территории муниципальных образо­ваний, соответствуя нормативно-правовым актам их представи­тельных органов.

На земельные участки, которые локализуются на территориях Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга (городов федерального значения) местные налоги устанавливаются и исполняются законами данных субъектов.

Элементы налога, которые определяются исключительно Налоговым Кодексом:

  • порядок исчисления.
  • объект налогообложения;
  • налоговый период;
  • налоговая база;

Элементы налога, которые определяют нормативно-правовые акты в законодательном порядке и пределах:

  • сроки и порядок уплаты;
  • налоговые ставки;
  • порядок применения, дополнительных к федеральным, налоговых льгот.

Органами местной власти также не могут устанавливаться налоги, которые не предусмотрены федеральным законодательством.

Местный земельный налог практически в полной мере зачисляется в местный бюджет.

Доля поступления от местного налога в доход консолидированного бюджета РФ менее 2%. Поступление от местного земельного налога является только частью дохода бюджета муниципального образования, основным же источником служит отчисление от региональных и федеральных налогов.

Налоговая категория – это уровень ставки, по которой облагается объект. Ставки определяются в процентах к кадастровой стоимости земли.

Они устанавливаются законами Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга и не превышают:

0,3 % для участков земли, которые:

  • отнесены к земле сельскохозяйственного назначения, к земле, составляющей зону с/х использования в регионах и с/x производства;
  • заняты объектами инженерных инфраструктур жилищных коммунальных комплексов, либо предоставлены для жилищного строительства;
  • для деятельности по подсобному хозяйству, садоводству, огородничеству или животноводству;
  • ограниченны в обороте по причине того, что они предоставлены для таможенных нужд в отношении обороны и безопасности.

И 1,5 % для других земельных участков.

Допускается определение дифференцированных ставок, в соответствии от категории земли и (или) наличия разрешения на пользование участком земли.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/zemelnyj-nalog/k-kakim-nalogam.html

Понятие и сущность земельного налога

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Оглавление

Введение 3

1 Характеристика земельного налога. Объекты и субъекты. 5

2 Способы, сроки и порядок уплаты налога 10

3 Виды льгот по земельному налогу 12

4 Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога 14

Заключение 16

Введение

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю выступают:

  1. земельный налог;

  2. арендная плата;

  3. нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Рассмотрим земельный налог более подробно.

Земельный налог относится к числу местных налогов.

Правила его взимания регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ), а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Однако НК РФ устанавливает лишь общие положения, обязательные к исполнению. Нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований не должны противоречить НК РФ.

В настоящее время ст.8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога.

Ст.

3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Он (налог) устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Таким образом, обуславливается: земельный налог является реальным. То есть в данном случае облагается не действительный доход реальным. То есть в данном случае облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях.

При этом ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.

ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2001 г.» закрепил следующее распределение земельного налога между бюджетами разных уровней:

  1. 30 % в федеральный бюджет Российской Федерации;

  2. 20 % в бюджеты субъектов Российской Федерации;

  3. 50 % в бюджеты органов местного самоуправления.

Именно такой характеристикой – перераспределением между бюджетами разных уровней с целью покрытия дефицита – обладают налоги, относящиеся к группе регулирующих, в т.ч. – земельный налог.

1 Характеристика земельного налога. Объекты и субъекты

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить (ст. 17 НК РФ):

  1. обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика. Те элементы закона о налоге, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными элементами закона о налоге.

К ним относятся:

  1. налогоплательщик (субъект налога);

  2. объект налога;

  3. предмет налога;

  4. масштаб налога;

  5. метод учета налоговой базы;

  6. налоговый период;

  7. единица налогообложения;

  8. налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения;

  9. порядок исчисления налога;

  10. отчетный период;

  11. сроки уплаты налога;

  12. способы и порядок уплаты налога.

В соответствии со ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками (субъектами налога) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

В виду этого, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование на территории России.

Организации – юридические лица, образованные в соответствие с законодательство Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, междуна­родные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нота­риусы, частные охранники, частные детективы.

Физиче­ские лица, осуществляющие предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпри­нимателей в нарушение требований гражданского законо­дательства Российской Федерации, при исполнении обя­занностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Филиалы и иные обособленные подразделения рос­сийских организаций исполняют обязанности этих органи­заций по уплате земельного налога по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в по­рядке, предусмотренном НК РФ.

Не являются плательщиками земельного налога ор­ганизации, применяющие согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г.

№ 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов ма­лого предпринимательства» упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, поскольку указанным Законом предусмотрена замена уплаты сово­купности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных нало­гов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Ст.

38 НК РФ определяет, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения земельным налогом, являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим ли­цам и гражданам в собственность, владение или пользо­вание.

Земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и облагаемые земельным налогом, в соответствии с Законом РФ «О плате за землю», подразделяются на 2 вида:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;

  2. земли несельскохозяйственного назначения.

При взимании налога на земли сельскохозяйственного назначения различаются две группы налогоплательщиков.

В первую группу входят колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия.

С них взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются.

На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающий 25 %, это положение не распространяется.

Ко второй группе относятся сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Такие предприятия, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.

Понятию «объект налогообложения» близок по значению термин «предмет налогового обложения», который обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

В данном случае объектом налога на землю являются земельные участки, предоставленные в собственность, т.е. право собственности на земельный участок, а не сама земля непосредственно (она – предмет налогообложения).

Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий.

Эти последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае – собственность.

Ст.

53 НК РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, для земельного налога налоговой базой является площадь земельного участка, находящегося в собственности, владении, пользовании, к которой применяется налоговая ставка. Налоговая база и порядок ее определения по местным налогам устанавливается НК РФ.

При этом при исчислении налоговой базы земельного налога используется накопительный метод учета базы налогообложения (метод чистого дохода), т.к. в данном случае важен момент возникновения имущественных прав.

Для измерения предмета налогообложения необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, параметр измерения из множества возможных, т.е. определить масштаб налога. В данном случае масштабом земельного налога является площадь земельного участка, облагаемая этим налогом и выражающаяся в гектарах или квадратных метрах.

Ст.

55 НК РФ устанавливает понятие налогового периода. Под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговым периодом для плательщиков земельного налога является календарный год, т.к.

земельный налог взимается в расчете на год с об­лагаемой налогом земельной площади.

При этом в облагаемую на­логом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объек­тов, технические и другие зоны,если они не предостав­лены в пользование другим юридическим лицам и граж­данам.

Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Единицей налогообложения земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) является один гектар пашни (1 га).

Для других земель сельскохозяйственного назначения и земель несельскохозяйственного назначения – один квадратный метр (1 кв. м).

Источник: http://works.doklad.ru/view/4il0yjL2HTE.html

Сущность и современное состояние земельного налога и налогов на имущество в Российской Федерации

налог с рыночной

стоимости квартиры –

слабо?

сущность и современное состояние

земельного налога и налогов на имущество

в российской федерации

Шестемиров А.А.

аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы

Налоги обычно рассматривают как экономическую категорию, которой присущи две функции: фискальная и экономическая (регулирующая). За счет фискальной функции формируются финансовые ресурсы государства.

Основным показателем, характеризующим исполнение фискальной функции, является налоговая нагрузка на экономику. В странах Евросоюза ее уровень составляет примерно 40%, в США – около 30%, в России колеблется от 25 до 45%. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций является региональным. Порядок его исчисления и уплаты регулируются главой 30 Налогового кодекса РФ и соответствующим законом субъекта федерации. Все платежи по налогу зачисляются в региональный бюджет.

На территории Москвы налогообложение имущества организаций регулируется городским Законом «О налоге на имущество организаций» [5].

Плательщиками налога признаются отечественные и иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской

оссийское предпринимательство, 2008, № 11 (2)

Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Законодательством Российской Федерации установлена предельная ставка налога на имущество организаций – 2,2%. Субъектам федерации предоставлено право дифференциации ставки налога по группам предприятий (вплоть до обнуления).

В Москве установлена максимально возможная ставка – в размере 2,2%. База для расчета налога на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества за отчетный период.

При ее расчете имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Основным недостатком данного налога является несовершенство порядка определения налоговой базы, при котором остаточная стоимость основных средств несопоставима с их рыночной стоимостью, применяемой при продаже.

Кроме того, в объекты налогообложения по налогу на имущество организаций входит как недвижимое, так и движимое имущество, что затрудняет максимально эффективное использование объектов недвижимости, препятствует инвестициям и ставит в более выгодное положение предприятия, не использующие достижения научно-технического прогресса, а также подвергает сомнению выполнение налогом на имущество организаций возложенной на него экономической (регулирующей) функции. Другим недостатком налога на имущество является отнесение его к категории региональных, что противоречит основным направлениям реформы налогообложения недвижимости, а также создает непреодолимый барьер для создания инфраструктуры перехода к налогу на недвижимость, поскольку налог на имущес-

основным

показателем,

характеризующим

исполнение

фискальной

функции

в государстве,

является налоговая

нагрузка

на экономику

налоги и налогообложение

_важнейшими

_в налоговой

_системе России

_являются

поимущественные _налоги

тво физических лиц и земельный налог как оставшиеся составные части налога на недвижимость имеют статус местных налогов.

Статус местного необходим налогу на недвижимость, так как поступления по налогу выступают в качестве оплаты услуг, связанных с имущественно-земельными объектами.

К таким услугам относятся обслуживание дорог, коммуникаций, ведение жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение общественного порядка и других функции, выполнение которых возложены на органы местного самоуправления.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц относится к местным. Организация взимания и методика исчисления налога регулируется Законом РФ «О налоге на имущество физических лиц» [3]. Все платежи по налогу зачисляются в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов.

На территории Москвы налогообложение физических лиц регулируется, помимо федерального законодательства, городским Законом «О ставках налога на имущество физических лиц» [6]. Плательщиками налогов на имущество являются физические лица – собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений и их долей.

В качестве налоговой базы принимается суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Законодательство Российской Федерации устанавливает предельные ставки налога на строения, помещения и сооружения в дифференцированных размерах от 0,1% до 2%.

В рамках предусмотренных пределов конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

При этом органы местного самоуправления могут учитывать и другие критерии, например, в Москве применяются иные ставки налога на имущество физических лиц, в зависимости от типа и стоимости имущества.

российское предпринимательство, 2008, № 11 (2)

Основным недостатком данного налога, как и налога на имущество организаций, является устаревшая методика определения налоговой базы, при которой суммарная инвентаризационная стоимость объекта значительно отличается от рыночной стоимости имущества.

Применяемая органами технической инвентаризации методика настолько устарела, что получаемая в результате стоимость может быть в 10 и более раз ниже рыночной. Другим недостатком данного налога является наличие значительного количества льгот1.

В процессе эволюции льготы по налогу на имущество физических лиц приобрели дополнительно шесть категорий физических лиц. Все это приводит к тому, что сборы по данному налогу сопоставимы с затратами на его администрирование.

Земельный налог

Одним из основных принципов земельного законодательства Российской Федерации является платность использования земельных ресурсов. Земельный налог в России относится к местным. Порядок его исчисления и уплаты регулируется главой 31 Налогового кодекса РФ. Все платежи по налогу зачисляются в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов.

В Москве земельное налогообложение регулируется, помимо федерального законодательства, городским Законом «О земельном налоге» [7]. Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговые ставки устанавливаются норматив-

1 Читайте пояснение в комментарии редакции -прим. ред.

объектом

налогообложения

признается

движимое

и недвижимое

имущество,

учитываемое

на балансе

в качестве

объектов основных

средств

налоги и налогообложение

ными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и варьируются от 0,3% до 1,5% в зависимости от типа земельного участка.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Основным недостатком земельного налога является проблема актуализации экономической составляющей оценки налоговой базы, которая устанавливается Федеральным законом «О государственном земельном кадастре».

Данный документ не содержит прямых указаний о переоценке стоимости земель в соответствии с рыночной стоимостью объектов. Другим недостатком налога является отсутствие механизма расчета налоговой базы для земельных объектов, расположенных на территории двух и более муниципальных образований.

Введение налога на недвижимость, предлагаемое в качестве основного направления реформирования имущественного и земельного налогообложения, позволит значительно снизить расходы на администрирование налога путем установления такого налогового бремени, которое сделает объективно невыгодным неэффективное использование объектов недвижимости.

Следующим доводом в пользу налога на недвижимость является необходимость социализации налогов, которая должна обеспечить более справедливое их начисление и взимание с реальной стоимости имущественных и земельных объектов, учитывая социально-экономические ограничения, главным из которых является платежеспособность населения.

_в Москве

_устанавливаются

_иные ставки

_по налогу

_на имущество,

_учитывая его

_стоимость и тип

_использования

МНЕНИЕ РЕДАКЦИИ

По данному вопросу редакция не разделяет мнение автора по следующим причинам. Основным видом имущества, которым располагают физические лица, являются их квартиры (в том случае, если они приватизированы). Их рыночная цена зависит от множества факторов и действительно может в

4российское предпринимательство, 2008, № 11 (2) 20-

десятки раз отличаться от реальной, оцениваемой органами технической инвентаризации исходя из стоимости трудозатрат и материальных расходов на строительство соответствующих жилых помещений. Например, в Москве на сегодня рыночная стоимость двухкомнатной квартиры среднего качества составляет примерно 10 млн руб.

Согласно ст. 1 Закона г. Москвы «О ставках налога на имущество физических лиц» к строениям и помещениям данной ценовой категории применяется налоговая ставка в размере 0,5%.

Следовательно, если идти по пути, предложенному автором, средняя московская семья, помимо квартплаты, должна будет ежегодно уплачивать налог на имущество в размере 50 000 руб. (10 000 000 руб. х 0,5%), то есть примерно по 4170 руб. (50 000 руб.: 12 мес.) ежемесячно.

Принимая во внимание тот факт, что автор статьи считает недостатком данного налога наличие многочисленных льгот, а также то, что средний размер пенсии в стране составляет 3000-5000 руб.

, применение на практике его идей, привело бы к тому, что все категории социально незащищенных людей (пенсионеры, инвалиды, отставные военные и др.), а также малообеспеченные семьи, не имея возможности оплачивать налог в таких размерах, неизбежно оказались бы на улице, то есть фактически превратились бы в бомжей.

Учитывая, что в больших городах население, имеющее доходы меньше прожиточного минимума (сейчас он равен 4005 руб. (постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 347)), может составлять до 50% (см. статью С.Ю. Солонцова, с. 10), подобные реформы могут обернуться серьезной социальной напряженностью, чреватой совершенно непредсказуемыми последствиями для всего общества.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) -Новосибирск: Сибирское унив. изд-во, 2008.

2. Земельный кодекс Российской Федерации -Новосибирск: Сибирское унив. изд-во, 2008.

3. Российская Федерация. Закон. О государственном земельном кадастре: федеральный закон: от 02.01.2000: №28-ФЗ.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-sovremennoe-sostoyanie-zemelnogo-naloga-i-nalogov-na-imuschestvo-v-rossiyskoy-federatsii

Экономическое содержание и сущность региональных и местных налогов

                     Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

«Российский  экономический  университет имени Г.В. Плеханова»

Финансовый факультет

­­­­­­­­­­­­Кафедра налогов и налогообложения

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Региональные и местные налоги и сборы»

на тему: Экономическое содержание и сущность региональных и местных налогов.

Выполнила

студентка группы 2312

очной формы обучения

Финансового факультета

                                                                                        Параскевич Мария Витальевна

Научный руководитель:

Кандидат экономических наук, доцент, 

Умарова  Инаят Эдуардовна

                                                  Москва- 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3

1.СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ              5

1.1.Региональные налоги              5

1.2. Местные налоги              7

2. РОЛЬ И МЕСТО РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ              10

2.1.Анализ поступления региональных и местных налогов в консолидированный бюджет РФ              …………..10

2.2.Проблемы начисления и уплаты региональных и местных налогов              15

3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ              21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ              26

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………27

Введение

Проблема повышения эффективности Российской экономики находится в центре внимания отечественных ученых и органов государственного управления.

В федеративном государстве с высокой дифференциацией регионов по количеству и качеству произведенных ресурсов, а именно таким государством является Россия, в экономической политике необходимо соблюдать баланс решения двух противоречивых задач: сохранения единства экономического пространства страны и стимулирование регионального развития с учетом специфики субфедеральных образований.

Региональные налоги связаны с имуществом, используемым для производственных нужд (налог на имущество организаций и транспортный налог), собственные доходы муниципалитетов в первую очередь образует земельный налог, а так же налог на имущество физических лиц.

Такое распределение объектов налогообложения отвечает теоретическим положениям фискального федерализма- распределения доходных источников между бюджетными уровнями государства со сложной иерархической структурой управления.

Объекты налогов распределяются в зависимости их мобильности: иммобильные источники (земля и недвижимость) облагаются в пользу местных властей, более подвижные объекты- производственный капитал- в пользу субфедеральных органов власти, а наиболее мобильные –прибыль, доход, обороты по реализации – подлежат федеральным налогам.

Однако формальное соблюдение этого подхода в российской практике порождает определенные искажения распределения финансовых источников между бюджетными уровнями- федеральные налоги формируют преобладающую часть налоговых обязательств хозяйствующих субъектов.

В определенной степени это обусловлено существенной недооценкой таких объектов налогообложения как земля и недвижимая собственность, а так же низкой мобильностью работников, которая по существу превращает трудовой доход в объект местного, а не федерального налогообложения.

В настоящее время наиболее актуальным  для региональных и муниципальных органов власти является вопрос наполняемость доходной части бюджетов.

На протяжении бюджетной реформы в совершенствовании бюджетного процесса и межбюджетных отношений в субъектах РФ и муниципалитетах были достигнуты положительные результаты, но, не смотря на это, объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является раскрытие экономического содержания и сущности региональных и местных налогов. Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

-дать характеристику региональным и местным налогам;

-путем проведения анализа показать роль и место региональных и местных налогов в бюджетной системе РФ;

-выявить проблемы исчисления и взимания указанных налогов и предложить пути их решения.

Глава 1

1.

1 Потенциал региона – это способность или возможность региона что-либо осуществлять в зависимости от поставленной цели регионального управления, хотя чаще всего речь идет о наиболее общих целях экономического и социального развития территории, в том числе целевой бюджетной политики. Региональный потенциал во многом определяется объемом и структурой ресурсной базы и представляет собой совокупность доходов территориальных бюджетов, которые могут быть мобилизованы в бюджет в определенный временной период.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической.

С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Основная цель развития региональной социально-экономической системы – повышение степени жизнеобеспечения населения, на мой взгляд, может быть достигнута с учетом наилучшего использования ресурсного потенциала и интересов региона, в условиях реальной самостоятельности.

Основным источником формирования ресурсного потенциала территорий, с моей точки зрения, выступает региональный бюджет, а процесс формирования ресурсного потенциала развития социально- экономической системы региона напрямую зависит от региональной бюджетно-налоговой политики, на которую решающее воздействие оказывает сложившаяся система межбюджетных отношений.

В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов, перечень, ставки и пропорции разграничения  которых опреде­ляются бюджетным законодательством.[1]

-налог на имущество организаций – по нормативу 100 %;

-налог на игорный бизнес – по нормативу 100%;

-транспортный налог  – по нормативу 100%.

Экономическая сущность налога на имущество организаций – изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества.

Общие принципы обложения налогом на имущество организаций утверждены главой 30 налогового Кодекса РФ (далее- НК РФ).

К ведению субъектов Российской Федерации относится: установление налоговой ставки, которая ограничивается пределами в НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

  Налог уплачивается российскими и иностранными организациями, которые  осуществляют деятельность в РФ.

Объектами налогообложения выступает движимое и недвижимое имущество, которое учтено на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета[2].

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения. В Налоговом Кодексе так же приведен перечень организаций, которые не уплачивают налог на имущество организаций.

Общие принципы обложения транспортным налогом изложены в главе 28 раздела   IХ НК РФ. Транспортный налог так же регулируется законами субъектов Российской Федерации.

Объектом обложения являются средства автомобильного, водного и воздушного транспорта, оснащенные механическим двигателем. Налог взимается ежегодно. Налоговая база определяется по мощности двигателя.

Ставки налога устанавливаются в лошадиных силах на единицу мощности двигателя. Субъекты РФ своими законами могут увеличить или уменьшить  налоговые ставки, указанные в пункте 1 ст.

28 НК РФ, но не более чем в пять раз.

Данный налог имеет свои плюсы и минусы. Плюсы: наличие государственной регистрации транспортных средств и требований о регулярной проверке их технического состояния, что исключает возможность укрытия их от налогообложения.

Возможность установления целевого использования собранных сумм налога (на развитие дорожной сети, портового хозяйства и т.д.), что существенно влияет на уровень налоговой дисциплины.

Минусы: Постоянная необходимость отслеживать изменения в составе собственников или владельцев транспортных средств.

Любая коммерческая деятельность, приносящая прибыль, по закону подлежит обложению налогами. Игорный бизнес не является исключением. Все владельцы индивидуальных предприятий или организации, которые проводят свою деятельность в игорной сфере, по закону обязаны быть плательщиками налога на довольно прибыльный игорный бизнес (глава 29 НК).

Это один из видов региональных налогов. Взимание налога разрешается с тех предприятий или организаций, которые имеют на своем счету игровые столы и автоматы, букмекерские кассы, принимающие ставки, тотализаторы.

Налоговая база в России сегодня определяется в расчете на общее количество объектов, подлежащих обложению налогами, и в зависимости от них и устанавливается размер налога, подлежащего уплате.

Налоговое законодательство нашей страны устанавливает следующие ставки налогов:

1. На один игральный автомат, установленный в игровом зале, налог может быть от 25000 – 125000 рублей.

2. На каждый игровой стол налог колеблется в пределах 1500 до 7500 рублей. В определении налога на игровой стол есть одна особенность. При наличии на столе двух и более игровых полей, размер налога, который подлежит уплате с игрового поля, увеличивается в количество раз, кратное количеству игровых полей на столе.

3. На один тотализатор или кассу букмекерской конторы налог может быть в пределах от 25000 до 125000 рублей. Это немалые суммы.

Стоит отметить, что если ставки налогов не установлены субъектами законодательства, они определяются исходя из минимальных значений, принятых Налоговым Кодексом РФ.

Независимо от вида деятельности или разновидностей предоставленных услуг в сфере игрового бизнеса, все эти налоги подлежат уплате в установленном порядке: здесь учитываются и общие сроки их уплаты, вычисление их размера, исходя из вычисленной базы налогообложения.

Налоговый Кодекс Российской Федерации четко прописан, он определяет конкретные нормы и методы наказания за нарушения порядка уплаты налогов, их задержку или уплату не в полном размере.

Законом нашей страны также жестко преследуется намеренное уклонение от уплаты налога, за что предусмотрены строгие меры наказания, впредь до принятия решения о лишении предприятий или организаций лицензии на дальнейшую возможность предоставления услуг в игровой сфере.

С 1 июля 2009 года игорный бизнес разрешён только в четырёх особых экономическими зонах, называемых игорными зонами. Поскольку в настоящий момент действует только одна -это существенно повлияло на снижение сборов данного налога.

1.2 Исполнение бюджета по расходам напрямую зависит от исполнения его доходной части. Достаточные  темпы роста доходов муниципальных районов и сельских поселений позволяют направлять их на финансирование социальных программ, мероприятий по реконструкции и благоустройству муниципалитетов.

Невыполнение бюджета по доходам заставляет муниципальные власти вести политику неполного, финансирования расходных обязательств, даже в отдельных случаях, преимущественного  финансирования защищенных статей расходной части бюджета и иных расходов, имеющих первостепенное значение для жизнеобеспечения муниципалитетов.

Представителем местных налогов и отчетливым индикатором современных финансовых проблем местного самоуправления является налог на имущество физических лиц, объем доходных поступлений от которого из-за применения в его механизме неэффективных методов налогообложения не покрывает величину расходов, направляемых на организацию процесса взимания этого налога.

Налог на имущество физических лиц – это местный налог, который направлен на регулирование процесса накопления и концентрации имущества в собственности налогоплательщика.

Это один из самых древних видов налогов. Объектом обложения являются строения, сооружения (жилые дома, дачи, гаражи, квартиры). Налог взимается ежегодно. Налоговой базой является стоимостная оценка объекта недвижимости, предоставляемая в налоговые органы коммунальными, страховыми, нотариальными и другими органами бесплатно в сроки, установленные налоговыми органами.

Закон устанавливает предельные размеры ставок по налогу на имущество физических лиц, при этом дает органам местного самоуправления право самостоятельно регулировать размер ставок в установленных пределах  с учетом местных условий (уровень жизни населения, его платежеспособность, состояние жилого фонда).

Данные для исчисления налога представляются коммунальными, страховыми, нотариальными и другими органами бесплатно в сроки, установленные налоговыми органами.

Земельный налог  регулируется НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которыми  устанавливаются налоговые ставки, ограничиваемые пределами, утвержденными в НК РФ.

Налог уплачивают организации и физические лица, в собственности которых имеются  земельные участки.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_82/jekonomicheskoe-soderzhanie-i-sushhnost-regionalnyh/21290.1088241.page1.html