Отличительные особенности тсж: лицензирование, реквизиты и полномочия

Утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Напомним, что деятельность по управлению жилыми многоквартирными домами с 1 мая 2015 года осуществляется только на основе лицензии, и до 1 мая 2015 года все управляющие организации, кроме случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и кроме ситуаций управления жилым домом, в котором менее 16 квартир, обязаны получить лицензию.

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.

Лицензионными требованиями являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации:

Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

2.

3.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации:

Статья 162. Договор управления многоквартирным домом

2.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 193. Лицензионные требования

1. Лицензионными требованиями являются:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного Кодекса.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, в котором также указываются следующие сведения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям:

а) о регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

б) об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии (должностного лица другого хозяйственного общества, выступающего в качестве единоличного исполнительного органа соискателя лицензии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

в) об отсутствии информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации;

г) об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии;

д) о сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и (или) об официальных печатных средствах массовой информации, в которых соискатель лицензии раскрывает информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, – в случае осуществления соискателем лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии.

К заявлению о предоставлении лицензии соискатель лицензии прилагает копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии.

При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

Срок оформления приказа лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Это важно! Приостановление и возобновление действия лицензии по данному виду деятельности не осуществляется.

Аннулирование лицензии и прекращение ее действия осуществляются в порядке и по основаниям, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Информация по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” с указанием адресов электронной почты, по которым пользователи этой информации могут направлять запросы по вопросам лицензирования.

За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, а также за выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Напомним, что в 2014 году суммы госпошлины, связанные с лицензированием, в соответствии с пп.92 п.1 статьи 333.33 НК РФ составляют:

предоставление лицензии – 6 000 рублей;

переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, – 2 600 рублей;

переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях – 600 рублей;

предоставление (выдача) дубликата лицензии – 600 рублей.

В 2015 году в связи с индексацией размеров госпошлины суммы составят:

предоставление лицензии – 7 500 рублей;

переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, – 3 500 рублей;

переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях – 750 рублей;

предоставление (выдача) дубликата лицензии – 750 рублей.

Источник: http://www.pravowed.ru/weekly/2014/41/01

Содержание

О предлагаемом лицензировании управляющих организаций, тсж и жск

Н.С. Лукина, Председатель президиума Некоммерческого партнерства «Управдом»

(Москва)

11 февраля в Общественной Палате РФ рабочая группа представила для обсуждения законопроект, который будет внесён в Государственную Думу от Правительства РФ.

Полное название законопроекта:  «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» («О государственном регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами»)».

Наказ члена Рабочей группы по развитию жилищно-коммунального хозяйства Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации Алексея Макрушина всем экспертам, кто принял участие в обсуждении, был категоричен: законопроект будет внесён, обсуждать просим без концепций и эмоций, только предложения по конкретным пунктам.

Без эмоций и концепций всё-таки не обошлось, уж очень непрофессиональным и меняющим концепцию ЖК РФ выглядит законопроект. Что касается ТСЖ/ЖСК, то приговор экспертного сообщества, разбирающегося в данном вопросе, был единодушным: вносимый в Госдуму законопроект полностью убьёт жилищное самоуправление.

Разработчики всё больше переключаются на административно-командные методы в сфере управления МКД, считая, что только такие методы могут исправить положение в ЖКХ.

Что грозит самоуправлению в МКД, чем недовольны эксперты:

Первое: Обязательное лицензирование всех УО, а также «многодомовых» ТСЖ и ЖСК, за исключением перечисленных в статье 136 ЖК РФ, и невозможность работы без лицензии, даже, если собственники МКД честно и осознано выбрали УО или ТСЖ/ЖСК как способ управления.

Многодомовые (в том числе 2-х, 3-х, 4-х домовые) ТСЖ/ЖСК вообще у нынешних законодателей «вне закона». Их обязательное лицензирование, возможное лишение лицензии в итоге отнимает у собственника право владения и пользования своим имуществом. Норма нарушает  не одну  статью Конституции РФ.

Хочется для оценки бедствия привести одну из статей законопроекта целиком:

«Статья 203. Особенности лицензирования товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива

1. Для целей лицензирования в качестве должностного лица лицензиата понимается председатель правления товарищества собственников жилья, председатель правления жилищного кооператива.

2.

В случае приостановления действия лицензии или аннулирования лицензии общее собрание членов товарищества собственников жилья,  общее собрание членов жилищного кооператива в течение десяти рабочих дней со дня направления органом государственного жилищного надзора информации в порядке, установленном  частью 5 статьи 198  настоящего Кодекса, обязаны принять одно из следующих решений:

1) о переизбрании  председателя правления товарищества собственников жилья, председателя правления жилищного кооператива;

2) о реорганизации в форме разделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 настоящего Кодекса;

3) о заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, имеющей лицензию;

4) об изменении способа управления многоквартирными домами.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 части 2 настоящей статьи, заявление о предоставлении лицензии подается в установленном порядке и рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 195 настоящего Кодекса».

Захочет ли кто-нибудь стать председателем правления, из кого собственники будут выбирать или за них кто-нибудь решит, как это неоднократно уже было? Какой прекрасный способ передать успешные дома, управляемые ТСЖ «своей» ОУ!

Второе: Все руководители УО, в том числе председатели лицензируемых ТСЖ/ЖСК, должны иметь квалификационные аттестаты, т.е. пройти обучение и сдать экзамены. Как это сделать, когда такой специальности, как управление МКД просто нет.

Кто будет учить и за какие деньги? Квалификационный аттестат выдаётся сроком на 3 года, правление и председатель правления ТСЖ избираются сроком на 2 года.

Если председателя переизбрали, то новый сначала должен выучиться, сдать экзамен, получить лицензию, а потом приступить к выполнению своих обязанностей?

Третье: Выдача лицензий и проверка их наличия у тех, кто управляет, поручена жилинспекции (органам жилищного надзора), которая и сейчас не справляется с возложенными на неё функциями по контролю уставной деятельности ТСЖ, имеют довольно низкую квалификацию (а судьи кто?)  Штрафы для ТСЖ за управление без лицензии  не сравнимы со штрафами за нарушение норм и правил эксплуатации: от 300 до 500 тыс. на организацию и от 300 до 500 тыс. на должностное лицо, или дисквалификацию. С кого будут брать штрафы, разработчики не подумали. ТСЖ и ЖСК некоммерческие организации, прибыли у них нет, всё может собираться только с самих собственников. Более того за осуществление «предпринимательской» деятельности по управлению ТСЖ, ЖСК величина штрафа на организацию возрастает до 700 тыс. руб. Разработчики не удосужились заглянуть в ЖК РФ: у ЖСК и ТСЖ нет предпринимательской деятельности. Штрафов в законопроекте для ТСЖ и ЖСК много и по разному поводу и все по 300-500 тыс. «Оторвались» на ТСЖ/ЖСК, как на главной причине провалов в сфере ЖКХ;

Четвертое: В законопроекте собственник как главный субъект управления вообще отсутствует. Он присутствует завуалировано в несколько ином качестве. УО, ТСЖ, ЖСК можно лишить лицензии при наличии двух неисполненных предписаний органов жилищного надзора. Как получить предписание при наличии жалоб многим председателям и УО хорошо известно.

На обсуждении эксперты отмечали несбалансированность требований к организациям, управляющим МКД и к самим собственникам. Если собственники не исполняют требования закона, то «козлами отпущения» выступают УО, ТСЖ, ЖСК

Ирина Маликова из “Жилкомаудита” предлагаемый законопроект назвала триллером, который непонятно чем закончится и для УО, и для ресурсоснабжающих компаний, и для потребителей.

Было предложение не править законопроект, а переписать его. Но, как объяснили ведущие обсуждения, поправки и обсуждение будут уже в Госдуме в первом чтении.

Надо серьёзно отнестись к обсуждению законопроекта на местах, всем объединениям собственников высказать своё консолидированное мнение. Иначе всем «КРАНТЫ». Как принимаются решения в Государственной думе нам хорошо известно!

Подробности обсуждения на сайте Общественной палаты РФ:

http://oprf.ru/ru/press/news/2014/newsitem/23848

А так же видеоархив: http://video.oprf.ru/conference/view/id/2097

Приложения:

Текст законопроекта(в фаиле)

Заключение Института экономики города на проект федерального закона № 448902-6(в фаиле)

Источник: http://tsg-rf.ru/node/37363

Деятельность ТСЖ – как проверить, кто контролирует, регламентирующие документы, основной вид

Товарищество собственников жилья относится к организациям некоммерческим.

Согласно положениям гражданского законодательства, это означает, что главной целью ее создания является не получение и распределение денежной прибыли, а удовлетворение нематериальных потребностей ее участников.

Применительно к ТСЖ можно говорить о такой цели, как организация содержания и обслуживания общей собственности — многоквартирного дома.

Права и обязанности организации

Любое юридическое лицо, и ТСЖ не исключение, имеет права и несет обязанности. Они возникают у организации с момента ее регистрации в налоговом органе и продолжаются до внесения В ЕГРЮЛ записи о ликвидации.

Источниками сведения о правах и обязанностях ТСЖ будут:

Закон

Основные нормы, перечисляющие права и обязанности ТСЖ является Жилищный кодекс.

К правам, согласно статье 137 ЖК РФ относятся:

  • заключать договоры на управление домом, содержание и ремонт общего имущества;
  • составлять сметы доходов и расходов;
  • устанавливать размер коммунальных платежей и членских взносов;
  • выполнять работы и услуги для жильцов;
  • распоряжаться общим имуществом;
  • заключать различные сделки, отвечающие целям создания ТСЖ, передавать по ним денежные средства;
  • требовать от собственников выполнения их обязанностей по уплате платежей и взносов, в том числе и в судебном порядке.

Обязанности ТСЖ перечислены в статье 138 ЖК РФ. Главной из них является обеспечение выполнения требований законов и иных федеральных нормативных актов, устава товарищества.

Среди других обязанностей названы:

  • управление домом;
  • выполнение обязательств по заключенным договорам;
  • поддерживать состояние общего имущества дома в надлежащем состоянии (техническом, санитаром и т. д.);
  • обеспечивать выполнение своих обязанностей собственниками квартир и нежилых помещений;
  • соблюдать права и интересы всех собственников при распоряжении общим имуществом;
  • вести реестр участников ТСЖ;
  • регистрировать все изменения в уставе в установленном порядке.

Деятельность ТСЖ

Главной целью создания ТСЖ закон называет управление многоквартирным домом.

Однако, можно выделить несколько главных направлений.

Основная

Статья 135 ЖК РФ в качестве основной сферы деятельности ТСЖ называет управление общим имуществом в многоквартирном доме.

Если же рассмотреть это понятие детально, то можно выделить такие функции управления, как содержание и ремонт. А также предоставление жильцам различных коммунальных услуг.

Если составить список основных задач ТСЖ, то он будет выглядеть следующим образом:

  1. Обеспечение бесперебойной поставки воды и водоотведения, газа (если дом газифицирован), отопления (в холодный сезон).
  2. Поддержание всех коммуникаций в пригодном для использования состоянии.
  3. Планирование и выполнение работ по техническому обслуживанию дома и прилегающей территории.
  4. Заключение договоров на техническое обслуживание и выполнение различных работ с подрядными организациями.
  5. Организация и проведение ремонта (текущего и капитального).
  6. Поддержание общих помещений дома в надлежащем состоянии (освещение, отопление, уборка, своевременный ремонт).
  7. Ведение технической документации.
  8. Рассмотрение обращений жильцов и устранение указанных в них недостатков.
  9. Расчет платежей и многое другое.

Хозяйственная

К разрешенной хозяйственной деятельности, предусмотренной статьей 137 и статьей 152 ЖК РФ, можно отнести такие, как:

эксплуатация, обслуживание и ремонт общего недвижимого имущества;

  • строительство новых объектов, относимых к общему имуществу;
  • заключать различные сделки, в том числе и по отчуждению имущества;
  • получать и передавать поставщикам услуг и исполнителям работ денежные средства;
  • сдавать в аренду нежилые помещения.

Несмотря на то, что ТСЖ имеет некоммерческую цель, оно может получать от своей хозяйственной деятельности прибыль. Но вот использовать ее можно только для достижения основной цели — управления домом.

То есть передать полученные средства участникам товарищества закон не разрешает. А вот направить их на ремонт или благоустройство — вполне.

Приносящая доход деятельность облагается налогом.

Поэтому, если ТСЖ получает какие-либо денежные средства от использования общего имущества, это должно непременно отражаться в документах. Как, впрочем, и все остальные действия, относящиеся к денежным средствам или имуществу ТСЖ.

Управление домом

Управленческие функции ТСЖ заключается в решении большого числа организационных вопросов. Решаются они через органы управления. Главным из них является общее собрание.

Право действовать от имени ТСЖ имеет его председатель. Он же подписывает все документы, включая финансовые.

Коллективным органом управления является правление. Контролирует расходование средств ревизионная комиссия.

Регламентирующие документы

Главным документом, регламентирующим деятельность ТСЖ является Жилищный кодекс. Он устанавливает основные правила, следовать которым обязаны все и повсеместно.

Более конкретно хозяйственная и иная деятельность изложены в уставе — главном документе юридического лица.

В нем прописаны:

  • цели организации ТСЖ;
  • основные виды деятельности;
  • ограничения.

Проверка

ТСЖ осуществляет управление домом. Но это не значит, что их работа никем не проверяется и не контролируется. Более того, деятельность ТСЖ более прозрачна, чем у многих управляющих компаний.

В случае недовольства работой правления и председателя, а также допущенных ими нарушениях прав жильцов, у последних есть рычаги воздействия. Рассмотрим, как проверить деятельность ТСЖ.

Кто контролирует?

Контроль за работой товариществ собственника жилья осуществляется как со стороны самих владельцев квартир, так и со стороны государства:

  • правление и председатель ТСЖ подотчетны общему собранию;
  • любой из собственников, даже не являющийся членом товарищества, вправе обратиться с претензий или жалобой на действия или, напротив, бездействие, нарушившие его права.

Заявление составляться письменно и адресуется председателю. Он обязан в установленный срок его рассмотреть и так же письменно дать ответ о принятых мерах или же обосновать свой отказ от их применения.

Такое решение можно затем обжаловать в суд.

Если же ответа не было дано, или не были устранены нарушения, описанные в заявлении, то со своей жалобой жильцы могут обратиться к государству.

В зависимости от сути допущенных нарушений, органом, куда следует обратиться будут:

  • прокуратура;
  • Государственная жилищная инспекция;
  • Роспотребнадзор.

Помимо жильцов, членов ТСЖ, право проверять деятельность ТСЖ на предмет соответствия различным нормативным документам, имеют государственные службы: налоговая, миграционная, пожарная и т. д.

Их визит может быть плановым или же следствием жалоб и обращений граждан.

На видео о контроле за деятельностью товарищества

Источник: http://77metrov.ru/dejatelnost-tszh.html

Лицензирование управляющих компаний в ЖКХ: документы и требования. Закон о лицензировании управляющих компаний

Лицензирование управляющих компаний – что это такое, для чего проводится, как организован процесс и какая польза от него жильцам многоквартирных домов?

Лицензия – это…

Лицензия – документ, выданный местным органом государственной власти, подтверждающий соответствие требованиям закона и дающий право заниматься управлением многоквартирными домами. Сюда включается право предоставлять как полный объем услуг, так и некоторые из них, относящиеся к управлению. Таким образом, выдается два вида лицензий.

Под действие правил подпадают как все управляющие организации, независимо от формы собственности (государственные, муниципальные, частные), так и ТСЖ.

Лицензирование управляющих компаний теперь обязывает их иметь разрешение. Ведение деятельности без разрешения приведет к штрафу в 300 тыс. руб. или запрету работать в аналогичной должности физическому лицу (максимум 3 года).

В законе предъявляются требования и к организации, и к лицу, занимающему должность руководителя (директор). В случае ТСЖ выполнение требований, как правило, касается лишь председателя.

Особенность лицензии в сфере управления многоквартирными домами – её бессрочность. Она действует, пока компания не прекратит свое существование или не подвергнется наказанию.

В данной области принят целый пакет нормативных актов, в него входят законы и акты, принятые правительством, а также местными государственным властями, ответственными за организацию процесса лицензирования.

  • ЖК РФ – основной закон о лицензировании управляющих компаний.
  • Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» используется в части, не противоречащей ЖК, его положения о приостановлении действия, возврате лицензии на управляющие компании не распространяется.
  • Положение о лицензировании управляющих компаний – постановление правительства от 28.10.2014 г. № 1110.

К ним нужно добавить законы «О техрегламенте безопасности зданий и сооружений», «Об энергосбережении и энергетической эффективности».

На управляющие организации распространяется действие правил управления и содержания МКД, правила оказания коммунальных услуг и множество иных актов, прямо или косвенно затрагивающих деятельность в сфере ЖКХ.

Требования к компании

Подать заявление на получение лицензии могут:

  • ИП и коммерческие организации, которые не находятся под процедурой банкротства или ликвидации, и имеют государственную регистрацию на момент подачи документов.
  • ТСЖ, обслуживающие более одного дома, если только они не располагаются на одном участке (тогда нет необходимости получать лицензию) и у них нет общих инженерных сетей.
  • Выполняющие лицензионные требования.
  • Компания, ранее принудительно лишенная лицензии, не может получить её вновь.
  • Обеспечен открытый доступ к документам о финансово-хозяйственной деятельности организации.
  • В системе информирования ЖКХ организация регулярно публикует сведения, согласно закону.

Лицензирование деятельности управляющих компаний обеспечивает вполне разумные требования к претендентам.

Дополнительные требования к ИП или руководителю компании

Некоторые требования предъявляются к руководителю компании или ИП:

  • Наличие аттестата для руководителя управляющей компании.
  • Отсутствие судимости за экономические преступления (глава 22 УК РФ), за тяжкие преступления и преступления средней тяжести.

Лицензирование деятельности управляющих компаний ЖКХ не требует оговоренного числа сотрудников с опытом или образованием. Данный пункт помогает не создавать препятствия в трудоустройстве людей без образования или без опыта.

Законодательство требует, чтобы ИП, претендующий на получение лицензии, не был ранее её лишен или к нему не применялась дисквалификация за нарушение правил обслуживания дома.

Учитывая, что ИП вправе нанять ограниченное число людей, проще сразу же организовать ООО или иное юр. лицо, чтобы потом не заниматься переоформлением документов в случае расширения бизнеса или изменений в законодательстве. Закон о лицензировании управляющих компаний автоматического переоформления разрешения в данном случае не предусматривает.

Органы лицензирования

Лицензирование управляющих компаний обеспечивается региональными комиссиями, в которые входят представители как государственных структур, так и общественности.

Планировалось, что их представят члены саморегулируемых организаций.

Введение в их состав представителей общественности направлено на снижение рисков коррупции.

Порядок лицензирования управляющих компаний требуют собрать не менее 20 человек для принятия решений, однако на практике удается привлечь для работы не больше трети от нужного числа.

Аттестация проводится этой же комиссией путем экзамена в форме теста на компьютере на знание законодательства. Её проходит лицо, ответственное за содержание общего имущества дома.

Им не обязательно должен быть руководитель предприятия. Сфера ЖКХ нередко поддерживается градообразующими предприятиями, и вряд ли директор огромной промышленной компании пройдет аттестацию.

Поэтому с этой целью направляют начальника подразделения, ответственного за обслуживание домов.

Выбор сотрудника остается за компанией, что, в общем-то, неплохо, с учетом реалий в системе ЖКХ.

Аттестация и её порядок

Вопрос в том, на кого ляжет ответственность за общее имущество дома. Ему придется изучить вопросы по лицензированию управляющих компаний. Порядок действий таков:

  • претендент подает заявление;
  • документы подаются по почте, лично или через электронный сервис;
  • проводится проверка на наличие судимости;
  • вызов на экзамен обеспечивается путем отсылки приглашения по почте или через электронный сервис;
  • проверка проводится в течение 15 дней после подачи заявления;
  • приглашение отсылается не ранее чем за 5 дней до тестирования;
  • регистрацией прибывших кандидатов занимается исключительно секретарь, иные члены комиссии не вправе присутствовать при этом;
  • дается 2 часа на то, чтобы ответить на 100 вопросов;
  • полностью запрещается покидать помещение, где проводится экзамен, и брать с собой какую-либо справочную литературу, законодательство и т. д.;
  • экзамен считается успешным при получении не менее 172 баллов, при условии что правильный ответ оценивается в 2 балла.

Вопросы для лицензирования управляющей компании выложены в интернет, с ними может ознакомиться каждый.

В течение недели члены комиссии публикуют результаты в виде подписанного протокола.

Тестирование проводится бесплатно, и кандидаты не ограничены в количестве попыток после неудачи. Участники получают уведомление о результате.

Оформление и аннулирование аттестата

Его оформление проводится по заявлению проэкзаменованного лица, к нему приобщается уведомление.

Аттестат изготавливается где-то за неделю или больший срок, смотря насколько загружены сотрудники жилищного надзора. Бланк документа имеет защиту и пронумерован.

Потеря аттестата или его порча, перемена фамилии, имени, отчества дают право получить новый документ. Пишется заявление, прилагаются подтверждающие бумаги.

Новый документ имеет тот же номер, что и предыдущий, старый же передается в орган жилищного надзора, если он только не утерян.

Обстоятельства, прекращающие действие аттестата:

  • вынесение приговора по соответствующей статье УК;
  • дисквалификация, согласно КоАП;
  • выявление, что ранее для допуска к экзамену использовались подложные документы.

Прекращение действия аттестата оформляется протоколом лицензионной комиссии.

Порядок получения лицензии

Желающий получить разрешение обязан сдать пакет документов, комиссия рассматривает их за 30 дней. Лицензирование управляющих компаний построено по той же схеме, что и выдача разрешений на иные виды деятельности, с учетом особенностей.

Перечень документов ограничен законодательством, и чиновники не имеют права выходить за его рамки. Положение о лицензировании управляющих компаний строго в этом отношении.

Собранные бумаги рассматриваются, и заявителю или дают согласие, или отказывают в нем. Неправильное заполненное заявление или недостача приложенных документов обязывает уведомить заявителя об этом, указав на недостатки. На исправление дается 30 дней. Пропуск срока дает право снова заявить о выдаче лицензии.

Если нет причин, запрещающих компании или лицу работать в сфере ЖКХ, то разрешается снова подать документы, устранив недостатки или приобщив к новому заявлению недостающие ранее бумаги.

Пакет передается в канцелярию лично, через представителя по доверенности или по почте письмом-уведомлением.

Разрешается воспользоваться электронными сервисами для подачи бумаг и получения лицензии.

Если выданная лицензия была испорчена или потеряна, выдают дубликат, за что берется плата.

Взаимодействие с другими органами

Проверка по заявителю включает в себя запросы в МВД, ФНС, Минстрой и ЖКХ, Казначейскую службу для проверки сведений. Есть ли судимость, действительно ли предприятие имеет регистрацию, согласно записям ФНС.

Минрегион ведет реестр по лицам, у которых была отнята лицензия или на которых наложено административное наказание в виде дисквалификации. Наличие электронных сервисов облегчает задачу и делает бессмысленным обман. Лицензирование деятельности управляющих компаний является публичным процессом.

В одних регионах комиссии истребуют сведения из других служб в порядке взаимодействия, в других соискателям приходится самим делать запросы, естественно, оплачивая их результат.

Документы для оформления лицензии

  • заявление, согласно форме из регионального регламента;
  • свидетельство о регистрации юридического лица или ИП;
  • копия устава организации;
  • копия паспорта, если заявитель – ИП;
  • ИНН;
  • квалификационный аттестат;
  • квитанция об оплате госпошлины за выдачу лицензии;
  • опись документов.

Таковы примерные документы для лицензирования управляющих компаний.

Публичность системы лицензирования

Органы власти ведут общегосударственный и региональный реестр лиц, получивших лицензию, аттестат на управление домом.

Считается общедоступной информация в реестрах:

  • выданных лицензий;
  • получателей разрешений;
  • лиц, дисквалифицированных за нарушение лицензионных условий.

Ведутся региональные и общефедеральные реестры.

Найдя лицензию, любой желающий может узнать, какими домами управляет компания.

Если компания берется за обслуживание дополнительного дома, вносится изменение в лицензионное приложение. Получать разрешение заново не требуется.

Оно выдается один раз, никакого продления или переоформления не требуется.

Система контроля и оспаривания действий органов лицензирования

Система лицензирования контролируется Минрегионом. Проверки того, как исполняются требования к лицензированию управляющих компаний, проводятся на плановой и внеплановой основе. Первая категория проводится, согласно плану в министерстве, вторая – по заявлениям всех заинтересованных лиц.

Они проводятся по месту работы или по документам по приказу министра.

В приказе указываются:

  • кто проводит проверку;
  • предмет, основания проведения;
  • проверяемый орган;
  • сроки проверки, дата начала и окончания;
  • бумаги, которые требуется предоставить проверяющей комиссии.

Длительность процедуры не больше 30 дней.

Результаты проверки излагаются в акте комиссии с обоснованием выводов. При выявлении нарушений выдается предписание об их устранении. О выполнении региональный орган обязан сообщить через 10 дней после его выполнения.

Неудовлетворенность результатами не лишает права обратиться в суд в порядке КАС. Закон не запрещает обратиться вначале в суд, но все равно возникнут вопросы о мнении министерства.

Таким образом, вопросы по лицензированию управляющих компаний решаются всеми уровнями органов власти.

Источник: http://.ru/article/287564/litsenzirovanie-upravlyayuschih-kompaniy-v-jkh-dokumentyi-i-trebovaniya-zakon-o-litsenzirovanii-upravlyayuschih-kompaniy

Что такое товарищество собственников недвижимости (ТСН)

Товарищество собственников недвижимости является относительно новой формой некоммерческих организаций.

Оно отличается организационно-правовым статусом и создается, чтобы объединить собственников недвижимости самых разных типов.

Что такое ТСН, какие законы его регулирует и чем отличается такая форма организации, вы узнаете после прочтения статьи.

Определение понятий

В статье 123 Гражданского кодекса дано определение товарищества собственников недвижимости.

Согласно ему ТСН является объединением владельцев недвижимости, которые на добровольных началах создают товарищество для организации совместного владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом. Оно может решать и другие задачи, не нарушающие закон.

В такой форме не только легче вести учёт объектов недвижимости, но и управлять ими. Например, жильцы, владеющие квартирами в многоквартирном доме, создают ТСН для регулирования чистоты и порядка внутри дома (свет на этажах, работы лифта и т.п.) и на территории возле него. Их цель – обеспечить комфортные условия жизни.

Данное объединение является юридическим лицом, члены которого владеют однотипной недвижимостью.

Товарищество объединяет собственников любой недвижимости:

  • Помещений (как жилых, так и не жилых) в одном здании (либо нескольких).
  • Жилых или дачных домов.
  • Дачных участков.
  • Садов или огородов.

Изменения в ГК, произошедшие в 2014 году, затронули практически всех владельцев (а не только юридические лица), хотя закон не обязывает проходить процедуру перерегистрации.

ТСН регулируется на основе общей законодательной базы, касающейся недвижимости.

Среди законодательных актов, касающихся данного вида организаций, выделяют:

  • ГК РФ – статьи 49, 65, 123, 174, 181,182 и 218.
  • ЖК РФ – статьи 135, 136, 143, 145, 149, 150, 152 и 161.

К слову, с 2014 года в законодательстве произошли изменения, согласно которым СНТ (садоводческие некоммерческие товарищества) и ТСЖ (товарищества собственников жилья) теперь создаются в форме ТСН.

 Функции, задачи и цели организации

Функции в ТСН распределены следующим образом:

  • Контроль и управление ведут на собрании собственников.
  • Исполнением решений занимаются коллегиально (образуя правление) либо единолично (решением председателя).
  • Контроль за управляющим аппаратом ведёт ревизионная комиссия.

задача такого объединения – организация коллективного использования недвижимости. Благодаря товариществу собственников недвижимости владельцы могут осуществлять управление самостоятельно, не привлекая сторонние организации (например, управляющие компании).

Права и обязанности

Правоспособность товарищества собственников недвижимости закреплена в главном документе – уставе организации.

Такая форма юр. лица обладает конкретным обособленным имуществом, которое в случае необходимости будет использовано для ответа на взятые обязательства.

Так что участники не несут за действия организации ответственности:

  • Ни субсидиарной.
  • Ни солидарной.
  • Ни долевой.

Товарищество берёт на себя обязанность за образование контролирующих и управляющих органов, создаваемых для согласования и принятия решений его членами и иными юридическими лицами (например, для проведения строительных работ или подключения к сети ЖКУ). Главный орган управления объединения должен принимать решения об установлении обязательных взносов для членов организации.

ТСН может осуществлять предпринимательскую деятельность и получать от этого доход (согласно ГК РФ), но при двух условиях:

  • Эта деятельность должна отвечать целям объединения (закреплённым в уставе).
  • Прибыль не может быть распределена между членами организации.

Все действия организации должны отвечать её целям и задачам. У объединения имеются права:

  • Заключать договоры, удовлетворяющие потребности и интересы его членов: определяющий управление общим имуществом организации, оказание ЖКУ и т.п.
  • Обозначить цифру доходов и расходов организации на год, составив смету. На её основе будет составлен план взносов и выплат, рассчитанных на каждого собственника (при этом учитывают его долю в праве общего владения имуществом).
  • Определять передачу и получение средств лицами, которые выполняют для ТСН работы и предоставляют услуги.
  • Заключать договор купли-продажи недвижимости (в долевую собственность), а также аренды (ограниченное или полное пользование частью общего имущества) или обмена имущества товарищества.
  • Проводить работы и предоставлять услуги собственникам недвижимости.
  • Получать и использовать займы от банков.

Если участники не исполняют свои обязанности, закреплённые в уставе или решении собрания, товарищество может попытаться в суде вынудить их выполнить взятые обязательства, внести выплаты или взносы. Также организация в судебном порядке может потребовать от нарушителей возмещения причинённых убытков, которые образовались из-за невыполнения членами свои обязательств.

ТНС обязано:

  • Вести свою деятельность в рамках норм, установленных в законодательстве, а также согласно своему уставу.
  • Заключать договоры с посторонними лицами для выполнения конкретных работ.
  • Выполнять взятые на себя обязательства и следить за санитарно-техническим состоянием общего имущества.

Собственник становится членом ТСН после того, как он подаёт туда заявление о вступлении. Выйти из товарищества можно, подав заявление о выходе из него.

Его члены имеют право:

  • Запросить у ТСН сведения о его деятельности.
  • Участвовать в деятельности объединения самостоятельно или направив туда доверенное лицо (выбирать и стать кандидатом на управляющие должности, вносить предложения касательно улучшения качества работы).
  • Если они не согласны с решением органов управления, они могут обжаловать его в суде.
  • Ознакомиться с основными документами организации.
  • Требовать от ТСН надлежащего качества услуг и работ, которые они обязаны проводить согласно уставу.

Порядок оформления

В уставе объединения необходимо указать его:

  • Полное наименование.
  • Местонахождение.
  • Правовой статус.
  • Состав управляющего органа (собственники, входящие в собрание).
  • Предмет (имущество, которое находится под контролем) и цели деятельности ТСН.
  • Разграничение компетенций между органами объединения.
  • Порядок принятия решения (какие должны приниматься только единогласно, а какие – большинством ).

Членами ТСН (и одновременно его учредителями) могут быть:

  1. Физ. лица, являющиеся собственниками недвижимости, обозначенной в качестве объекта общего пользования.
  2. Юрлица, которые обладают правом владения, хозяйственного ведения и управления имуществом товарищества.

Вступая в организацию и оформляя заявление, желающий указывает информацию в нём о себе. Позже эти сведения внесут в реестр, чтобы можно было точно установить, какая именно недвижимость (доля) принадлежит данному члену. Если произошли какие-то изменения с недвижимым имуществом или поменялись личные данные, участник ТСН должен будет оповестить об этом правление организации.

Строгих и чётко обозначенных требований к уставу товарищества в законодательстве нет. Главное, чтобы его положения не нарушали нормы Жилищного и Гражданского кодексов.

Преимущества и недостатки такого объединения

Преимущества объединения собственников недвижимости в следующем:

  • Владельцы недвижимости самостоятельно (на собрании) выбирают и принимают решения, а также управляют домом или земельными участками. При принятии решений выслушивают мнение каждого владельца-члена ТСН.
  • Устав содержит очень точные и прозрачные положения, на которых и строится дальнейшая деятельность: оказание ЖКУ, ведение ремонтно-строительных работ и т.п. Товарищество занимается только теми вопросами, которые прописаны в его уставе. Срок его деятельности также указывается в уставе: обычно организация создаётся как бессрочная, но при желании собственники могут ограничить её время деятельности.
  • ТСН отличается непосредственным управлением, благодаря чему каждый собственник, состоящий в товариществе, знает о том, какие решения необходимо принять, на что пойдут общие средства и т.д. Благодаря этому недопониманий или нерациональных действий будет намного меньше. А любые решения, принятые собственниками, утверждаются на собрании, где определяют план дальнейших действий, срок работ и статьи расходов, обязанности участников и т.д.
  • Товарищество объединяет сразу множество владельцев, благодаря чему можно собрать намного больше средств и решать более серьёзные задачи.
  • Такое объединение может получать доход. К примеру, извлечение прибыли возможно благодаря сдаче в аренду определённой территории или помещения. Арендные отношения товарищества являются предпринимательской деятельностью, которая разрешена законом. Его члены самостоятельно распределяют полученные доход.

Недостатки объединения таковы:

  • Оно не является универсальной организацией с таким правовым статусом, который позволит решить любую проблему. Многое зависит от самого типа недвижимости. Не всем владельцам стоит объединяться. Например, если товарищество состоит из владельцев аварийного жилья или проживающих в здании, требующем капитального ремонта, они вряд ли смогут вовремя собрать необходимую сумму.
  • Высок риск банкротства объединения. В таком случае собственники не смогут вернуть назад свои средства и взносы.
  • ТСН должно получить лицензию на ведение деятельности, обозначенной в уставе. Это займёт дополнительное время, силы и средства.

Отличительные особенности

Такое объединение собственников отличается от ТСЖ следующими особенностями:

  1. Участниками ТСЖ являются только собственники жилплощади в одном конкретном здании. Но членами ТСН могут стать владельцы любого вида недвижимости как в городе, так за его пределами – жильё, офисы или земля.
  2. В рамках ТСН предусматривается получение прибыли (несмотря на её некоммерческую направленность), которая пойдёт на удовлетворение потребностей и интересов членов товарищества. Так что в ТСН можно управлять различными объектами недвижимости.
  3. В ТСЖ решался лишь порядок управления имуществом дома и вопросами, касающимися ЖКУ. ТСН решает гораздо более разнообразные задачи – ведение коммерческой деятельности, касающейся недвижимых объектов, находящихся в долевой собственности, строительство новых сооружений и т.п.
  4. Они различаются и по системе налогообложения. ТСЖ платило налоги по упрощённой системе, а ТСН не имеет право на это.
  5. Участниками ТСЖ могут быть только физ.лица, а в ТСН – и юр.лица, и их совместные объединения.
  6. ТСЖ не требовало получения лицензии для ведения деятельности, а ТСН необходимо лицензировать.

О преимуществах организации данного вида объединения собственников недвижимого имущества смотрите в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 703-18-46 (Москва)

+7 (812) 309-91-23 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 доб. 193 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Источник: http://PropertyHelp.ru/kvartira/uk/tovarishhestvo-sobstvennikov-nedvizhimosti.html