Ведение государственного кадастра недвижимости: просто о сложной системе

818

Содержание

статьи:

  1. ГКН
  2. Задачи ГКН
  3. Цели ГКН
  4. Принципы ведения ГКН
  5. Заключение

ГКН

Функционирование любого государства базируется на целом комплексе сложных регуляторов и процедур. Одним из таких регуляторов является система учета собственности: объектов жилого комплекса, зданий и других форм недвижимости.

Эта система подразделяется на ряд специализированных государственных институтов, каждый из которых работает исключительно в своей сфере.

Первоначальный учет недвижимости производится федеральным кадастром, куда заносятся данные о любом типе жилой или коммерческой недвижимости, участков и владений.

Подобного рода информация формирует определенную структуру данных, совокупность которых и представляет государственный кадастр недвижимости, что содержит в себе исчерпывающие данные о любом недвижимом объекте страны:

  • Его номер, по которому можно отследить записи в любых других системах.
  • Площадь, размерность, границы.
  • Стоимость.
  • Информация о владельце.

Столь подробная реализация и методология внесения данных в ГКН делают его наиболее важной частью системы учета объектов. Информация, что в нем содержится, требуется практически во всех гражданских сделках и отношениях, начиная от оформления объекта в собственность и заканчивая сделками купли-продажи.

Этим обуславливается необходимость строгой регуляции формирования кадастра. Его правовой основой служит Федеральный Закон №122 (далее по тексту — «Закон», «ФЗ»), а также некоторые подзаконные акты, которые применяются в спорных ситуациях.

Кроме этого применяются федеральные кодексы (гражданский, лесной, земельный) в зависимости от типовой принадлежности учетного объекта.

Задачи ГКН

Проистекают напрямую из его прямого предназначения как структурированного систематизированного реестра подотчетных государству объектов.

Их основы можно представить в виде следующего списка:

  1. Систематизация сведений об объектах.
  2. Контроль и учет цен на объекты, собирание статистических сведений.
  3. Правовое обеспечение отношений, связанных с правами на землю, жилые помещения, коммерческие здания.
  4. Поддержка и обеспечение правовой неприкосновенности частной собственности.
  5. Контролирование нецелевого использования объектов из государственного фонда (лесных хозяйств, заповедных территорий).
  6. Бессрочное хранение вносимой информации.
  7. Предоставление сведений, что находятся в реестре, для нужд других организаций, структур или физических лиц.

Исходя из поставленных перед государственным реестром требований, можно сформулировать его основную идею (задачу). Реестр создавался не только для того, чтобы записывать и хранить в нем подотчетную информацию.

Первоочередная задача, поставленная перед ГКН — соблюдение общегражданских прав и обязанностей. В этом смысле реестр предназначается для подтверждения фактического владения конкретным имуществом. На этой основе формулируются цели и принципы гос.

кадастра, устанавливаются правила по его заполнению.

Цели ГКН

Для выполнения поставленных задач законом предусматриваются более конкретизированные цели, которые систематизируют функционирование реестра. Можно сказать, что цели напрямую проистекают из основных функций и задач ГКН. Имея в своей основе обусловленную выше необходимость систематизированного контроля и учета сведений, перед реестром возникают следующие цели:

  • Участие в качестве статистической основы для формирования бюджетных фондов.
  • Контроль налоговых ситуаций, обновление сведений о дефиците/профиците сборов.
  • Обеспечение правовой неприкосновенности и прозрачности всех гражданских сделок с учетными объектами (покупка, продажа, аренда).
  • Корректирование государственной ценовой и налоговой политики.
  • Правовое обоснование и помощь другим государственным органам, что занимаются регистрацией вещных прав и обязательств.
  • Обеспечение судебной системы полной и систематизированной документарной базой.
  • Предоставление сведений любому лицу в виде выписки для облегчения нагрузки на другие госструктуры.

В действительности же, вышеуказанными целями (и задачами) необходимость существования ГКН не ограничивается. Данные, которые хранятся в реестре, требуются практически в любых гражданских отношениях, связанных с недвижимостью, в том числе — в судебных разбирательствах, в наследных делах.

Принципы ведения ГКН

Заполнение и обновление сведений, содержащихся в реестре, общий порядокбазируются на принципах, которые установлены в четвертой статье Закона. Принципы ведения кадастра недвижимости регулируют не только правила ведения реестра, но также уточняют его структуру и оформление.

Так определен принцип, обязывающий соблюдать унификацию всего документного оборота, связанного с учетными процедурами. Это касается как формы документов, так и способов их приема и выдачи. Весь документооборот, как электронный, так и бумажный, оформляется в едином стиле в соответствии с уточняющими приказами и подзаконными актами.

Определяется, что информация, которая находится в кадастре, должна храниться неопределенное время. Этот принцип является основополагающим и дополнительно предусматривает общедоступность и открытость реестровых записей — их можно получить в любой момент по персональному запросу в установленном порядке.

Заключение

Принципы ведения Государственного кадастра недвижимости базируются на следующих пунктах:

  • Государственный реестр создан для систематизации данных об учетных объектах.
  • Имеет обширный список основных целей, для выполнения которых он существует.
  • Реестр служит правовым базисом практически для всех видов гражданских отношений.
  • Реестр имеет строгую типизацию и структуру.
  • Ведение реестра основывается на базовых принципах, которые устанавливаются действующим законодательством.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи

Получите консультацию по телефонам горячих линий:

  • Москва и МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Вся Россия:

Заявки и звонки принимаются и .

Источник: http://estate-advisor.ru/kadastr/principy-vedeniya-gkn/

Государственный кадастр недвижимости – ФЗ, закон 221-фз, что это, порядок ведения, сведения, выписка, внесение изменений

Понятие «государственный кадастр» можно рассматривать в двух аспектах:

  • как особый вид государственной деятельности по сбору, обработке, систематизации и учету сведений о недвижимом имуществе на территории РФ;
  • как результат этой деятельности — государственный информационный ресурс.

В условиях, когда такой вид природных богатств как земля, находится не только в государственной, но и в частной собственности, создание такого систематизированного свода информации особенно важно.

В настоящее время определение понятия ГКН дано в статье 1 ФЗ № 221. Согласно ей, это свод сведений об учтенной недвижимости, о различных границах, включая государственную, территориальных зонах и т. д.

Иными словами — это информационный ресурс федерального значения.

Пополняется он за счет кадастровой деятельности, результатом которой будет кадастровый учет, то есть внесение необходимых сведений о новых объектах.

Цели и назначение

Такой огромный массив информации о недвижимости, каким является Государственный кадастр, создавался с определенными целями:

  • фиксация фактов признания государством существования или прекращения такового для недвижимых объектов;
  • учет, контроль за использованием и охрана земель;
  • регулирование и планирование использования земельных участков и связанных с ними объектов;
  • оценка недвижимости и установление платы за ее использование;
  • регистрация прав на недвижимость и сделок с ней;
  • защита прав владельцев недвижимого имущества;
  • информационное обеспечение оборота недвижимости.

Наполнение кадастра необходимой информацией невозможно без так называемой кадастровой деятельности.

Под ней понимается проведение различных работ, обеспечивающих:

  • сбор нужных сведений;
  • подготовку необходимых документов для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет.

Проводят такие работы специалисты — кадастровые инженеры.

Правовая база

Ведение земельного кадастра и иных, связанных с этим видом деятельности, регулируется несколькими нормативными документами:

  • Земельным кодексом;
  • Лесным кодексом;
  • Гражданским кодексом;
  • Жилищным кодексом;
  • Водным кодексом;
  • Градостроительным кодексом;
  • Законом о ГКН;
  • процессуальным законодательством.

ФЗ № 221

Основным документом, регламентирующим деятельность ГКН является специальный закон. Он так и называется «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ.

Данный нормативный документ состоит из пяти глав, каждая из которых регулирует определенную сферу отношений:

  1. Первая традиционно освещает общие вопросы, такие как основные понятия, принципы, правовые основания и органы ведения кадастра.
  2. Следующие разделы посвящены отдельным аспектам наполнения ГКН.

Государственный кадастр недвижимости

Как уже было сказано, ГКН объявлен федеральным информационным ресурсом. За его наполнение и функционирование отвечает особая федеральная служба — Росреестр.

Порядок ведения

Порядок ведения ГКН регулируется подзаконным документом, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 № 42.

В нем сказано, что ведение ГКН является автоматизированным и осуществляется при помощи специализированной системы.

Это обеспечивает единое информационное пространство и возможность получения необходимых сведений в любой точке страны.

Разделы

Кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

  • реестр объектов недвижимости — перечни всех существующих объектов на бумажных носителях;
  • кадастровые дела — комплекты документов, относящихся к конкретным объектам;
  • кадастровые карты — графическое отображение существующих территориальных зон и земельных участков в их пределах.

Виды

Государственный кадастр недвижимости, согласно существующей классификации, относится к наиболее сложному их виду.

Он является многоцелевым, то есть позволяет решать различные задачи:

  • правовые;
  • экономические;
  • экологические;
  • управленческие;
  • фискальные;
  • градостроительные и др.

Отдельные регионы, с учетом местной специфики, могут вносить некоторые изменения в методы ведения. Но основы и общеобязательные правила должны остаться неприкосновенными.

Сведения

Информация в кадастр поступает на бумажных носителях в виде определенных документов.

В состав сведений кадастра входят данные:

  • о недвижимых объектах;
  • о прохождении различных границ (государственной, административных);
  • о делении (кадастровом);
  • о различных зонах.

Что же касаемо отдельных объектов, то о них сведения можно разделить на две группы: об уникальных характеристиках и дополнительные.

В них включена информация о виде, наименовании, кадастровом номере, адресе и т. д. Подробный перечень сведений зависит от вида недвижимого объекта.

Внесение изменений

Если уникальные или дополнительные характеристики объекта изменились, то это необходимо отразить в кадастровой информации.

Для этого в Росреестр, вместе с паспортом заявителя, подаются бумажные документы, отражающие произошедшие изменения:

  • межевой план;
  • документ, удостоверяющий право;
  • документ о разрешении спора и т. д.

Мониторинг земель

Мониторинг земель, то есть система наблюдения за состоянием земельного фонда и отслеживание происходящих изменений, это один из видов государственной деятельности, наряду с государственным земельным кадастром.

Мониторинг земель входит составной частью в Единую государственную систему экологического мониторинга.

Особое внимание уделяется землям поселений и сельскохозяйственного назначения. Но и другие объекты также находятся под постоянным пристальным вниманием.

В зависимости от уровня, можно выделить следующие виды мониторинга:

  • федеральный;
  • региональный;
  • локальный.

Регулирование такой государственной деятельности производится Земельным кодексом.

Согласно этому документы, задачами мониторинга земель являются (статья 67 ЗК РФ):

  • выявление происходящих в почвенном слое изменений в результате выветривания, эрозии и загрязнений;
  • их оценка;
  • прогноз и составление рекомендаций для устранения возникших негативных последствий;
  • информационное обеспечение ведения кадастра; землеустройства и т. д.;
  • информирование населения о состоянии земельного фонда.

Информация, полученная в результате мониторинга, поступает в службу земельного кадастра:

  • используется она, во-первых, для подготовки ежегодного доклада о состоянии земель;
  • во-вторых, для более практических целей, таких как разрешение размещения различных объектов на земельных участках, привлечение к ответственности нарушителей земельного и экологического законодательства.

Выписка

Выписка из ГКН — это письменный документ. В нем представлена та информация, содержащаяся в кадастре, которая необходима для ответа на поступивший запрос.

В идеале в ней должны присутствовать все сведения о запрашиваемом объекте:

  • земельном участке;
  • жилом доме;
  • коммерческом здании и т. д.

Выписку можно получить в одном из территориальных отделений Росреестра.

Выписка требуется в следующих ситуациях:

  • уточнение существования информации о данном объекте;
  • определение границ земельного участка или уточнение его площади;
  • постановка объектов на земельном участке на учет;
  • получение данных о кадастровой стоимости участка;
  • начисление налога на землю и т. д.

Информация, представленная в выписке, является общедоступной. Получить ее можно, оформив соответствующее заявление.

По общему правилу, этот документ не имеет срока действия, но при совершении каких-либо сделок стоит получить свежую выписку, так как со временем могла появиться новая информация, касающаяся данного объекта.

На видео о государственном кадастре и регистрации недвижимости

Источник: http://77metrov.ru/gosudarstvennyj-kadastr-nedvizhimosti.html

Гкн – это… государственный кадастр недвижимости

В любом развитом государстве ведется учет имущества и ресурсов. Не является исключением и Россия. Результаты учета фиксируются в соответствующем кадастре. Этот термин имеет латинские корни.

В большинстве языков слово имеет один смысл. Кадастром называют перечень, реестр, опись и пр. Он считается универсальной формой учета. Одним из самых объемных реестров в РФ является госкадастр недвижимости (ГКН).

Рассмотрим далее его особенности.

Кадастровый учет объектов недвижимости

Многие знают о существовании реестра недвижимого имущества. ГКН – это систематизированный свод сведений о недвижимых объектах, учтенных в соответствии с законодательством.

В этом реестре присутствует информация о прохождении Госграницы, линиях, разделяющих регионы, муниципалитеты, населенные пункты, о зонах с особым режимом использования и пр.

Базой этого перечня считается земельный реестр. Земля является важнейшим ресурсом, обеспечивающим существование и деятельность населения. С ней связано множество экономических отраслей. Кроме этого, земля является объектом гражданского оборота.

Потребность в учете земельных участков в ГКН возникла в связи с необходимостью располагать информацией о наделах как об объектах налогообложения. С развитием государственного строя реестр стал выполнять защитную функцию. Внесение сведений в ГКН позволило идентифицировать собственников наделов.

Нормативная база

Кадастровый учет объектов недвижимости ведется в России с давних времен.

На современном этапе развития государства работы по систематизации информации активизировались после принятия ряда нормативных актов. Одним из них является Закон “О государственном кадастре недвижимости”.Деятельность по учету недвижимых объектов осуществляется также на основании:

  • Конституции.
  • Гражданского, Лесного, Градостроительного, Водного, Жилищного кодексов.
  • Прочих федеральных законов и нормативных актов, принятых в соответствии с ними.

Геодезическая основа ГКН – это геодезическая сеть общегосударственного и специального значения. Картографическую основу кадастра составляют карты и планы.

Закон “О государственном кадастре недвижимости” регламентирует отношения, связанные с ведением реестра. Положения нормативного акта распространяются и на непосредственный учет объектов.

Ведение ГКН – это довольно трудоемкая и ответственная работа. Деятельность по учету объектов постоянно совершенствуется за счет развития науки и техники. Инновационные достижения успешно применяются в работе госорганов. С развитием компьютерных технологий появилась возможность вести кадастр в электронном виде. Однако сегодня все еще сохраняется приоритет бумажных документов.

ГКН: принципы ведения

Работа по учету недвижимых объектов осуществляется по единой технологии на территории всей страны. Это обусловлено значительной площадью государства и наличием большого числа регионов.

Один из важнейших принципов ведения ГКН – это сопоставимость данных реестра с информацией, содержащейся в других официальных информационных базах.

Немаловажное значение имеет принцип актуализации сведений. Реестр совершенствуется с учетом постоянно изменяющихся потребностей населения в информационном обеспечении.

Доступность – еще один принцип ведения ГКН. Предоставление сведений из реестра, за исключением тех, которые составляют тайну, защищенную законодательством, осуществляется по заявке заинтересованного лица. При этом ответ на запрос может направляться как в электронном, так и в бумажном виде. В РФ активно работает сеть МФЦ, позволяющая оперативно получить все необходимые данные.

Уполномоченный орган

Федеральной исполнительной структурой, ответственной за ведение кадастра, учет недвижимых объектов и предоставление сведений заинтересованным лицам, является Росреестр. В обязанности этого органа, кроме прочего, входит госрегистрации недвижимого имущества, сделок с ним, решение вопросов в сфере картографии, геодезии и пр.

Структура реестра

В госкадастре недвижимости предусмотрено 3 раздела:

Реестр недвижимых объектов представляет собой систематизированный свод данных об имуществе.

В разделе кадастровых дел содержится информация о документах, на основании которых вносились сведения в ГКН.

Кадастровые карты предназначены для воспроизведения в текстовой и графической формах информации о недвижимых объектах, границах РФ (внутренних и внешней), зонах, кадастровом разделении страны. На них также указывается расположение опорных геодезических сетей.

Состав сведений реестра

В госкадастре недвижимости содержится достаточно большой объем информации о каждом учтенном объекте. Приводятся и уникальные характеристики, и дополнительные данные. К первым относят, например:

  1. Вид объекта – участок земли, сооружение, объект, незавершенный строительством, помещение.
  2. Кадастровый номер и дата внесения в реестр.
  3. Описание расположения границ.

Если объектом учета выступает помещение, в реестр включают номер сооружения/здания, в котором оно находится, этаж (при наличии), а также описание местоположения. В обязательном порядке в кадастре указывается площадь объекта.

Кадастровый номер

Он представляет собой уникальный набор цифр. Номер присваивается каждому объекту, поставленному на учет. Для этого осуществляется деление территории страны на кадастровые кварталы, районы и округа.

Дополнительные сведения об объекте

В их числе информация о:

  • Ранее присвоенном номере (кадастровом, условном, инвентарном).
  • Адресе.
  • Собственниках. В реестре, в частности, содержатся данные о почтовом и электронном адресе владельца.
  • Вещных правах на объект.
  • Ограничениях/обременениях.
  • Кадастровой стоимости, инженере (или организации), осуществлявшем кадастровые работы.

Особое практическое значение имеет информация о категории земель и разрешенном использовании участка. Если объектом является надел, на котором расположено сооружение или здание, их кадастровые номера также указываются в реестре.

Если учтен дом (строение), в кадастре приводятся сведения о его этажности, назначении, материале, из которого выполнены наружные стены.Для незавершенных объектов указывается степень их готовности (в %) и проектируемое назначение. Кроме того, в кадастре приводится основная характеристика таких объектов.

Это может быть глубина, протяженность, объем, высота, площадь, а также указывается кадастровый номер надела, в границах которого он находится.

Открытость сведений

Большая часть информации госкадастра доступна для любого заинтересованного субъекта. Как вше уже говорилось, получить необходимые сведения можно, обратившись с запросом в Росреестр или МФЦ. Заявку можно направить в электронном виде или подать заявление на бумажном носителе.

Запрашиваемая информация предоставляется в виде:

  • Копии документа, в соответствии с которым были внесены сведения в госкадастр.
  • Выписки.
  • Паспорта объекта.
  • Плана территории.
  • Справки о кадастровой цене объекта.

В выписке присутствуют только те сведения, которые запрашивались заявителем.

В кадастровом паспорте содержатся уникальные характеристики объекта, а также (при необходимости) и другие сведения.

План – это схема квартала либо определенного участка в его границах.

справки о кадастровой стоимости

В документе присутствуют следующие сведения:

  • Наименование органа, выдавшего справку.
  • Даты предоставления и определения стоимости объекта.
  • Кадастровый номер недвижимости (если она учтена в госкадастре).
  • Адрес объекта.
  • Стоимость на дату выдачи справки. В случае ее отсутствия ставится прочерк.

Основное отличие справки от паспорта состоит в назначении документов. Кадастровая справка является ознакомительной бумагой. Паспорт, в свою очередь, более объемный документ. Совершить сделку с недвижимостью без справки можно, а без паспорта – нет.

Кто может направить запрос о получении сведений о кадастровой стоимости объекта? Этим правом может воспользоваться любое заинтересованное лицо. При этом не имеет значения, является оно владельцем или посторонним человеком.

Как правило, справка запрашивается перед совершением сделки с недвижимостью.

Запрос может направляться в связи с:

  • Совершением сделки.
  • Необходимостью выплаты налога на имущество.
  • Утерей документов на недвижимый объект.
  • Началом строительства на участке, перепланировкой сооружения.

Выдача справки о кадастровой стоимости осуществляется бесплатно.

Источник: http://.ru/article/333178/gkn---eto-gosudarstvennyiy-kadastr-nedvijimosti

Принципы государственного кадастра недвижимости

Становясь собственником недвижимости, владелец непосредственно контактирует с государственным органом по кадастру (учету) объектов недвижимости.

Обращаться за регистрацией приходится при каждой юридической сделке, иначе процедура будет недействительной и юридически несостоятельной.

Правила кадастра установлены законодателем на всей территории РФ, должны беспрекословно выполняться сотрудниками и участниками операций с недвижимостью.

Сведения, предоставляемые государственным кадастром недвижимости (ГКН) обладают юридической значимостью, Документы и справки могут потребоваться собственнику на различных этапах обладания объектом недвижимости. Поэтому столкнуться с работой ГКН придется многим гражданам, владеющим недвижимостью.

Основные понятия и положения кадастра

Прежде чем говорить о ведении кадастрового учета, следует понять, что означает сам термин ГКН.

Кадастром обозначают законный и упорядоченный учет объектов недвижимости на основании технических сведений об имуществе, предоставляемых собственником.

Государственный орган хранит и ведет учет границ территорий, отвечает за отметку межевания, проведенных землеустроительных работ на всей территории и в границах нашего государства.

Основной служебной обязанностью сотрудников учреждения является сбор, составление и ведение реестра обо всех объектах недвижимости и их владельцах. В каждом регионе существуют подразделения, ведущие учет на своей территории.

Заносятся сведения в реестр при обращении существующего собственника или при первичном формировании записи.

Сведения хранятся на постоянной основе, по ним можно проследить передачу права собственности или другие юридические действия с объектом учета.

При обращении граждан или организаций для внесения изменений в кадастр. Например, при оформлении сделки по объекту, производится тщательная проверка представленных данных в течение установленного законом периода.

Правила ведения кадастрового учета

Специфика работы ГКН отражена в служебном регламенте организации, о котором стоит знать пользователям.

Осуществлять контроль и ведение банка данных по недвижимости должен официальный представитель, сотрудник государственной организации.

Поскольку ответственность, возложенная за грамотное и верное ведение реестра, требует особого внимания, то проверка при занесении и исправлении данных бывает строгой процедурой.

Потребуется провести несколько различных, не соприкасающихся проверок, чтобы занести в реестр однозначные сведения.

Чтобы стать сотрудником кадастрового регистратора, гражданин должен пройти специальное обучение и опыт. Строгие требования к кадастровым инженерам указаны на федеральном уровне, в ФЗ-№221 от 2007 г.

Ответственность сотрудника за некорректные данные, внесенные в реестр, установлена законом.

Деятельность кадастровой палаты осуществляется на основании и при выполнении основных государственных кодексов. Малейшее отклонение и спорное толкование законов не допускается. Учет в реестре должен быть прозрачным и проводиться на основании право устанавливающих документов на собственность имущества.

Федеральная служба кадастра и картографии ведет государственный кадастровый реестр. Пользователи могут получить требуемую выписку, кадастровый паспорт объекта или подать заявление на внесение корректировок в данные по своей собственности.

Принципы организации кадастрового учета

Основные положения по учету недвижимости отображены в федеральном законодательстве. ФЗ-№221 в первых статьях устанавливает основы учета объектов недвижимости, разъясняет права и обязанности собственников имущества. Например, ст.

4 указывает, что кадастр на территории всей федерации ведется едиными способами и по сводным правилам.

Государственный реестр изменяется и обновляется ежегодно, единый реестр на всей территории контролируется исполнительными органами кадастрового учета.

Ранее учет велся исключительно на бумажных носителях, что затрудняло полноценный учет и приводило к ошибкам документов. Сейчас реестр ведется в бумажном и электронном видах, что позволяет осуществлять дополнительный контроль над базой данных. Повышение уровня достоверности сведений о недвижимости сделало современное делопроизводство более объективным и исключающим споры.

Законом устанавливается срок хранения сведений из реестра, порядок внесения изменений и уточнения данных. Изъять сведения из государственного кадастра могут исполнительные и контролирующие государственные структуры. Например, при открытии судебного производства, изъять данные может прокуратура или вышестоящий орган для проверки.

Принцип обязательности изменений состоит в том, что инженеры организации обязаны внести в базу данные, предоставленные собственниками. На внесение корректировок отводятся обязательные сроки, которые следует соблюдать. Не внесенные в срок сведения могут привести к юридической ответственности сотрудников кадастрового органа.

Основными поводами для внесения корректировок в реестр служат смена собственника или изменения в технических данных объекта. Например, после утверждения и проведения перепланировки, собственник обязан подать сведения в кадастровый орган для уточнения первоначальных данных. Важнейшим положением закона является указание на доступ к данным любого желающего.

Открытость и прозрачность государственного реестра позволяет узнать сведения об объекте, просто предоставив свой паспорт. Например, покупатель может получить сведения о покупаемой квартире, выписка из единого реестра является наиболее распространенным документом, отображающим сведения о собственнике и технических характеристиках жилплощади.

Учет недвижимости на всей территории страны нужен не только для статистического подсчета, отражения владельца или собственника, но, главным образом, для координации юридических действий участников сделок.

Услуга посредничества обеспечивает законность и подтверждение сделок по недвижимости, миссию берет на себя государство.

Информационная помощь заключается в предоставлении сведений по каждой позиции учета, по запросу любого гражданина.

Подобная открытость в информационной поддержке значительно снижает злоупотребления в сфере недвижимости. Поэтому доверие населения к предоставляемым выпискам должно быть безусловным принципом. Обеспечение учета и защита данных от внесения ошибочных и недостоверных сведений является основной профессиональной задачей сотрудников кадастра.

Кадастровое обеспечение состоит из нескольких задач, в том числе сбора и сохранения данных по объектам недвижимости. Кроме того, государственный орган исполняет следующие функции:

  • обеспечение оперативного функционала организации;
  • проведение обязательных работ по кадастру;
  • ведение реестра и прогноз, анализ сведений;
  • предоставление данных по запросу;
  • полная защищенность конфиденциальной информации.

Установленный порядок ведения реестра

Порядок ведения главной государственной базы по недвижимости установлен законодателем. Правила направлены на полноценное и своевременное функционирование аппарата для внесения данных в базу. Минэконом издал приказ №42, который регламентирует деятельность структуры. Свод разработанных и принятых правил должны исполняться всеми кадастровыми структурами страны.

Взаимодействие организации и пользователей также установлены на законодательном уровне, поскольку речь идет о существенных материальных интересах. При бывшем отсутствии электронной базы, сотрудникам приходилось вручную искать и вносить информацию в единый реестр. Человеческий фактор привносил в рутинную работу много ошибок, исправлять которые порой приходилось в судебном порядке.

В настоящее время на поиск информации о совершенных сделках сотрудники время не затрачивают. Задача и обязанность по предоставлению сведений лежит на плечах собственника. Самая важная информационная задача кадастрового органа осуществляется в каждом региональном подразделении.

Учетная организация работает в тесном сотрудничестве с другими государственными органами, ведущими учет недвижимости. Например, сведения о произошедших сделках поступают из Росимущества и Росреестра. Эти организации подают сведения в кадастр по каждому изменению в существующих объектах, или появлению новых записей в государственной базе.

Сведения по государственному имуществу и собственности частных и юридических лиц подаются в установленном порядке сразу после оформления изменений. Регулярное отображение данных позволяет пользователям брать кадастровую выписку с актуальными и всегда обновленными сведениями по интересующему имуществу.

В случаях, когда сведения о владении имуществом необходимы для расследования преступлений, то правоохранительные органы могут рассчитывать на получение достоверной информации.

Современный уровень автоматизации ГКН

Существующий на нынешнем этапе уровень автоматизации намного облегчил сбор информации, значительно снизил процент погрешности.

Ведение реестра на государственном уровне позволяет минимизировать потери от ошибок сотрудников, увеличить уровни контроля и уменьшить время обязательных проверок.

Применение двух различных способов документооборота (электронного и ручного) позволяет сравнивать полученные результаты и исправлять выявленные неточности на стадии сбора информации.

Появились дополнительные функциональные возможности: например, по данным владельца сопоставляется информация по земельному участку и домовладению, создается единая запись в реестре. С помощью программного обеспечения в настоящее время проверяется и корректируется картографическая информация, касающаяся расположения наделов.

Система автоматического ведения и контроля банка данных устанавливается на компьютерах сотрудников. Работникам предоставляется возможность вводить, и получать сведения из объединенной базы учета недвижимости. Повышается уровень учета, снижается время на обработку запросов, а также присутствуют необходимые для работы условия:

  • базы данных подразделяются по муниципальному признаку;
  • обновление производится систематически и пользователи получают актуальные сведения;
  • свободный доступ пользователей к базе данных;
  • хранящаяся информация дублируется и всегда имеет копии на смежных ресурсах.

Система досконально отлажена, механизм сбора и фиксации информации утвержден законодателем.

В автоматизированной системе случаются сбои, но поскольку речь идет о важных материальных вопросах, то отсутствие актуальной и верной информации имеет для пользователей важнейшее значение.

Порой последние изменения, например, о владельце, не вводятся системой и пропадают. Сотруднику приходится исправлять неточность, вводить корректировку вручную.

Невозможно установить, какие записи изменены, а какие пропущены из-за системной ошибки. Проверить базу данных без техники невозможно, ошибка обнаруживается при обращении собственника или иного пользователя за кадастровой выпиской. Обнаружение технических характеристик, не соответствующих действительности, часто случается при проверке ранее осуществленных землеустроительных работ.

Ошибки на местности, внесенные в документы, могут переходить из документа в документ, пока неточность не будет зафиксирована при выполнении очередной земельной задачи.

Например, понадобится разделить имеющийся участок между владельцами и оформить документы на имя каждого.

Выявленная ошибка в измерениях могла сохраняться длительный период, потребуется внести корректировки и указать грамотные технические данные участка.

Публичная карта в интернете

Во всеобщей сети размещена карта, которая отражает последние изменения и является единой и официальной картой. На ней отмечены общественные объекты, личные владения граждан, адрес и характеристики занесенных в единый реестр позиций учета. На сайте ПКК отображены сведения о муниципальных подразделениях кадастровых отделений, их адреса и условия работы с пользователями.

Обратившись к карте, пользователь может получить сведения о наличии ограничений, например, аресте рассматриваемого объекта. Предоставляются сведения по кадастровой оценке недвижимости, актуальной на момент запроса. У каждого зарегистрированного объекта есть уникальный номер, зная который, можно узнать по интернету большой объем сведений.

Обратившись к ПКК, граждане могут заказать кадастровый паспорт, выписку или план недвижимости. При оформлении юридических действий с имуществом, удобно бывает по интернету заказать и получить необходимые сведения. Пользоваться публичной кадастровой картой, находящейся на сайте Росреестра, просто и удобно. Потребуется зайти на сайт, открыть раздел карты и ввести необходимые данные.

В окне поиска пишется кадастровый номер, который уникален и принадлежит объекту с момента регистрации. Номер является координатами поиска, поэтому такой запрос обрабатывается моментально.

Если есть сведения, то есть имущество зарегистрировано, то это будет отображено на карте. При отсутствии данных о регистрационном номере, найти недвижимость можно по точному почтовому адресу.

С помощью сайта пользователь может заказать необходимые для дальнейших действий документы и справки.

Получение сведений из ГКН

Источник: http://alljus.ru/zhilishhnoe-pravo/nedvizhimost/principy-gosudarstvennogo-kadastra-nedvizhimosti.html

Современные тенденции совершенствования системы ведения государственного кадастра недвижимости

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

Наталья Олеговна Митрофанова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант, тел. 89232461888, e-mail: North-Easter@yandex.ru

В статье рассмотрены основные направления совершенствования системы ведения государственного кадастра недвижимости на территории Новосибирской области, а также отражены проблемы, которые возникают при осуществлении данной деятельности.

Ключевые слова: государственный кадастр недвижимости, государственный

кадастровый учет, объект недвижимости, объекты капитального строительства, система координат.

MODERN TRENDS OF STATE PROPERTY CADASTRE IMPROVEMENT

Natalya O. Mitrofanova

A post-graduate student, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo st., 630108 Novosibirsk, phone: 89232461888, e-mail: North-Easter@yandex.ru

Main trends of the state property cadastre improvement on the territory of Novosibirsk region are considered. The problems of this field are revealed.

Key words: state property cadastre, state cadastral registration, property unit, capital construction projects, coordinate system.

В настоящее время в сфере ведения государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) происходят многочисленные изменения, вызванные необходимостью модернизации существующей системы ведения ГКН на территории Российской Федерации, приведения этой системы к такой форме, которая будет соответствовать современным требованиям и тенденциям в сфере предоставления государственных услуг. Законодательными и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации осуществляются различные мероприятия, направленные на совершенствование системы ведения ГКН, ведется разработка новых нормативно-правовых актов, которые регламентируют такие мероприятия.

На территории Новосибирской области, на сегодняшний день, также активно реализуются мероприятия, направленные на совершенствование системы ведения государственного кадастра недвижимости.

Основными из таких мероприятий являются: переход на осуществление государственного кадастрового учета объектов капитального строительства; создание местной системы координат Новосибирской области для целей ведения государственного кадастра недвижимости; развитие системы предоставления государственных услуг в сфере ГКН в электронном виде.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 14.10.

2011 №577 «О порядке осуществления государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи осуществления государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства» с 1 апреля 2012 филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Новосибирской области (далее – Кадастровая палата) начинает осуществлять государственный кадастровый учет объектов капитального строительства.

Для осуществления такого перехода создан государственный контракт от

30.09.2010 №120Д (далее – Госконтракт). Данный контракт заключен между ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Целью данного контракта является обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году на всей территории Российской Федерации (I этап).

Настоящий контракт включает в себя комплекс следующих мероприятий: преобразование сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, содержащихся в архивах организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства в электронный вид; выработка рекомендаций по дальнейшему проведению аналогичных работ в субъектах Российской Федерации и осуществление государственного кадастрового учета объектов капитального строительства [1].

На территории Новосибирской области технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют две аккредитованные организации – Новосибирский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и ОГУП «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области».

Для реализации перехода на государственный кадастровый учет объектов капитального строительства в Новосибирской области с 01.04.

2012 организациями технического учета, Управлением Росреестра по Новосибирской области (далее – Управление), Кадастровой палатой выполнен ряд организационных мероприятий, в результате которых, Новосибирским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» осуществлены работы по переводу в электронный вид технических паспортов, содержащихся в архивах органов технического учета. Полученные материалы были переданы в информационный центр обработки документов города Красноярска, где указанные материалы были обработаны и переданы в Кадастровую палату для загрузки в промышленный контур АИС ГКН [1].

В ходе выполнения данных организационных мероприятий выявлены некоторые проблемы. Одной из основных проблем является отсутствие

методики выявления объектов капитального строительства, копии технических паспортов которых не были переданы в орган кадастрового учета в рамках работ по Госконтракту и объектов капитального строительства, копии технических паспортов которых были переданы в орган кадастрового учета в рамках работ по Госконтракту и сведения, о которых были изменены с момента передачи данных копий технических паспортов в рамках Госконтракта.

Указанные обстоятельства затрудняют передачу организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета копий технических паспортов, требования к которым определены Порядком включения сведений в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от

11.01.2011 № 1.

Данный факт может привести к тому, что сведения о ранее учтенных объектах капитального строительства могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости не в полном объеме.

Еще одним важным фактором для упрощения и модернизации процедуры ведения государственного кадастра недвижимости является создание местной системы координат Новосибирской области (далее – СК НСО) для целей ведения государственного кадастра недвижимости и для целей изготовления цифровой картографической основы.

Устанавливаемая в отношении Новосибирской области местная система координат предназначена для проведения геодезических и топографических работ, при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведения кадастров, формирования и обеспечения использования наземной инфраструктуры областного сегмента глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС [2].

По сведениям Кадастровой палаты на территории Новосибирской области государственный кадастр недвижимости ведется в 214 системах координат, большая часть из которых – это местные системы координат кадастровых районов Новосибирского кадастрового округа. Это усложняет выполнение геодезических измерений и в целом осуществление кадастровых работ.

По сведениям Управления, в соответствии с Государственным контрактом от 22.12.

2009 №158Д на выполнение работ по формированию баз данных цифровой картографической основы в Новосибирской области, исполнителем которого является «Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие «Меридиан+» (далее -Меридиан+), Управлением в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, от Меридиан+ приняты ортофотопланы на 287 населенных пунктов в местной системе координат Новосибирской области. Общее количество населенных пунктов в Новосибирской области составляет 1523.

Департаментом информатизации и телекоммуникационных технологий Новосибирской области в адрес Управления переданы каталоги (списки) координат пунктов государственной геодезической сети в системе координат Новосибирской области (далее – СК НСО), установленной постановлением администрации Новосибирской области от 25.12.2009 №471-па.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-sovershenstvovaniya-sistemy-vedeniya-gosudarstvennogo-kadastra-nedvizhimosti