Элементы налогообложения земельного участка: что да как

Юридическая консультация > Гражданское право > Сделка, договор, обязательство > О налогообложении: как рассчитывается земельный налог

Система, по которой изымаются налоги с граждан РФ, для многих налогоплательщиков является сложной и непонятной. Человеку простому, если только он не ученый или юрист, весь этот механизм представляется чем-то из области фантастики.

Тем не менее, оставаясь законопослушными гражданами, многие люди предпочитают платить все предъявленные им счета, не проверяя их и не вникая в подробности начислений. Законом РФ предусмотрено налогообложение личного имущества. О том, какое именно имущество попадает под начисление налогов и по какой схеме рассчитываются начисления на землю мы и поговорим.

Когда земля облагается налогом

В Налоговый Кодекс часто вносятся поправки

В кодексе Российской Федерации предусмотрена льготная категория граждан, которая освобождается от обложения налогом земли. Поэтому каждому землевладельцу рекомендуется знать, а стоит ли вообще ему платить налог?

Большинство земельных владений, без сомнения, попадают под налогообложение, и все же есть исключения из правил. Согласно закону, налогом облагаются земельные участки, которые числятся в государственном земельном фонде. Если же по каким-то причинам земля является не зарегистрированной, то и налогом она облагаться не может.

Однако, следует помнить, что за умышленное уклонение от регистрации участка предусмотрены штрафные санкции. Поэтому во избежание проблем, лучше оформить регистрацию земли в положенный срок.

Оплачивать налог на землю обязаны как физические, так и юридические лица. Освобождаются от уплаты данного взноса граждане, которые попадают под льготную категорию. В свою очередь льготные категории предусматривают несколько вариантов налогообложения: в первом случае сумма налога рассчитывается по льготным тарифам, а второй предусматривает полное освобождение от выплаты налогов.

Каждый регион страны имеет свой собственный перечень льготных категорий, которые могут отличаться между собой. Например, освобождения от налогов многодетных семей предусмотрены далеко не во всех областях России.

Кому полагаются льготы

Некоторые категории граждан имеют право на льготы на земельный налог

Перечень граждан, которые имеют право претендовать на льготное налогообложение земли:

  • лица, имеющие инвалидность первой и второй группы, инвалиды детства;
  • участники и инвалиды ВОВ, ветераны других боевых действий;
  • Кавалеры ордена Славы, герои России или СССР;
  • пострадавшие вследствие испытательных действий от космической техники или оружия;
  • категории, обозначенные региональными властями.

Претендовать на льготные тарифы по уплате налогов за земельные участки могут и некоторые организации. Однако, религиозные структуры, предприятия народной промышленности, судостроение, представители вольной экономической зоны и управляющие организации «Сколоково» не относятся к льготной категории.

Как произвести расчеты налогов своего земельного участка

Факторы, которые следует учесть при самостоятельном расчете суммы налога:

  • стоимость участка по кадастру;
  • фиксированная государством процентная ставка при налогообложении.

Процентная ставка не определяется формой владения участка. Расчет налоговых начислений зависит от использования участка по назначению, установленных на государственном уровне. Этот показатель довольно устойчив уже длительное время: для юридических лиц процентная ставка составляет примерно 1,5%, а для физических — 0,3%.

Установленная ставка 0.3% актуальна в том случае, если участок используется по назначению:

  1. строительство частного жилья;
  2. сельскохозяйственная деятельность;
  3. использование земли под выращивание культурных растений.

Сам же участок оценивается местным кадастровым органом в регионе его месторасположения. Сумма участка по кадастру мало отличается от его рыночной стоимости. Если же участок перешел в частное пользование по наследству или для более точного определения стоимости, следует обратиться для его кадастровой оценки к местным органам управления.

Ежегодная сумма налога зависит от общего размера участка и составляет 0,3-1,5% от общей стоимости по кадастру. Закон о расчете стоимости общей площади участка на основании кадастровых данных был принят в прошлом году, что значительно упростило систему расчета налогообложения.

Также изменены крайние сроки оплаты налога — теперь граждане обязаны осуществить ежегодную выплату до октября текущего года. До 2015 года крайним сроком оплаты было 1 ноября.

Более высокое новое налогообложение объясняется повышением кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, ориентирована на рыночные расценки. Так, согласно новому законодательству налогообложение земельных участков увеличено примерно на 20%. Периодичность проведения кадастровой оценки составляет 1 раз в пять лет.

Нововведения в кодексе о налогообложении земли

Стоимость участка зависит от кадастровой оценки

Кроме повышения тарифной ставки на оплату налогов, в новом законодательстве, которое вступило в силу в марте 2015 года, произведен ряд прочих изменений относительно земли и ее аренды.

Одним из нововведений является разрешение некоторым лицам приобретать земельные участки без участия в аукционах. Что же касается льготных категорий, то бесплатное владение землей допускается лишь в случае использования последней в некоммерческих целях. Сюда относятся строительство индивидуального жилища или ведение хозяйства не для продажи.

Региональные власти получили полномочия бесплатно передавать отведенные земли в личное пользование лицам, которые относятся льготным к категориям. Спустя 6 лет временные пользователи земли могут стать ее владельцами на законном основании.

Исходная цена участка земли определяется его кадастровой стоимостью. Такое уравнивание создано для привлечения профильных специалистов в богатые землей регионы России, в которых катастрофически не хватает квалифицированных врачей, педагогов, агрономов и инженеров.

Организации, подписавшие соглашение на строительство определенных инфраструктурных сооружений, также могут получить необходимые по площади участки.

Упрощено по новому законодательству и получение земель во владение малыми коммерческими структурами.

Для строительства рекламных конструкций и небольших архитектурных сооружений теперь не требуется заключать договора аренды на данные участки земли.

Упрощен процесс приобретения участков большой площадью для массовой застройки жилищ частного пользования: домов или дач. Теперь, согласно новому кодексу, новый владелец может оформить участок официально на свое имя, независимо от того являлся ли он раннее членом дачного товарищества или кооператива. Для оформления участка новый владелец должен:

  • вступить в товарищество и получить протекцию на собрании;
  • подать разрешение в письменном виде в органы самоуправления по месту расположения земли.

Приобретение земли допускается и без вступления в ряды членов товарищества. Это относится и к владельцам тех участков, которые приобрели их по садовой книге. Согласно земельному кодексу, земля должна использоваться строго по назначению, а налог оплачен своевременно — до октября текущего года. Невыполнение данных предписаний могут повлечь изъятие участка у владельца.

Можно ли уменьшить размер налога

Оплата земельного налога — обязательство каждого гражданина

Увеличение налоговых выплат ударило по карману многих землевладельцев. Как сократить расходы по налоговым выплатам и остаться при этом законопослушным гражданином?

Прежде всего следует удостовериться в правильности кадастровой оценки. Если кадастровая стоимость на участок завышена, необходимо для решения этого вопроса обратиться в специальную инстанцию. Чтобы спор был разрешен в пользу истца, необходимо представить доказательства того, что кадастровая стоимость имеет завышенную оценку.

Приблизительную стоимость своего участка можно проследить на официальном сайте Ростреестра. Для этого на сайте необходимо заполнить форму, где указывается адрес участка или его регистрационный (кадастровый) номер. Что делать, если выявлено несоответствие кадастровой стоимости с рыночными предложениями?

Во-первых, снять копии со всех оригиналов документов на участок и заверить их у нотариуса. Также потребуются услуги независимого оценщика недвижимости для получения индивидуальной оценки участка. Заключение оценщика должно иметь экспертное подтверждение.

Когда собраны все документы их подают на рассмотрение в комиссию по решению подобных вопросов, приложив к пакету документов заявление с просьбой пересмотреть стоимость кадастровой оценки. На рассмотрение данного вопроса комиссии потребуется не менее месяца.

Нововведения в законодательстве об уплате земельных налогов значительно упростили процедуру об оформлении земли в собственность, однако существенно увеличили размер налоговых выплат.

Как рассчитывается налог, можно узнать благодаря видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

     Напишите об этом материале в социальной сети с помощью кнопок ниже. Большое спасибо!

Источник: http://JuristPomog.com/civil/deal/kak-rasschityvaetsya-zemelnyj-nalog.html

Объект налогообложения земельного налога

Объект налогообложения земельного налога, несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.

Законодательство о земельном налоге

Объект земельного налога

Когда возникает обязанность платить за землю?

Особенности налогообложения общей земли

Возможные льготы по объекту земельного налога

Итоги

Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31.

Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА.

Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

  • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
  • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.

Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
  • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.

Объект земельного налога

Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:

  • изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
  • предназначенные для лесозаготовок;
  • находящиеся под многоквартирными домами.

Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.

В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:

  • выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;

Подробности см. здесь.

  • изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.

Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.

Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

Когда возникает обязанность платить за землю?

Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

  • собственности;
  • пользования без установления срока;
  • владения по праву наследства.

Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказали здесь.

Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».

В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать здесь.

Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

По участку, право на который существует неполный год (т. е.

право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ).

При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.

Особенности налогообложения общей земли

Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

  • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
  • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.

Возможные льготы по объекту земельного налога

Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
  • организаций народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • объектов инновационного центра «Сколково».

Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

Итоги

Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.

Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:

За всеми нововведениями следите в нашей рубрике «Земельный налог».

Источник: http://nalog-nalog.ru/zemelnyj_nalog/obekt_zemelnogo_naloga/obekt_nalogooblozheniya_zemelnogo_naloga/

Налогообложение земельных участков

Источник: https://infopedia.su/5x4540.html

Одной из основных задач государственного управления земельными ресурсами является оценка земель и уста­новление обоснованной платы за землю.

В ЗК РФ определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.

Введение главы 31 в Налоговый кодекс РФ повлекло существенные изменения в налогообложении. По состоя­нию на начало 2009 года в НК РФ закреплены следующие положения.

Земельный налог является одним из двух, существующих на данный момент местных налогов (другим местным налогом является налог на имущество физических лиц).

Он устанавливается и вводится в действие нормативными право­выми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муници­пальных образований.

При установлении налога могут также устанавливаться налоговые льготы.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом нало­гообложения. Она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, приме­няется нормативная цена земли).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муни­ципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

-отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного ис­пользования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

-занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

-приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или живот­новодства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земель­ными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного насле­дуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального обра­зования, на территории которого введен налог.

Иных критериев определения объекта обложения земельным налогом в НК РФ не установлено. Среди объектов налогообложения не перечислены части земельных участков и земельные доли.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота;

2) земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объек­тами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и та­моженных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности вод­ными объектами в составе водного фонда.

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ – в отношении зе­мельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами об­щего пользования;

3) религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных ор­ганизаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, – в от­ношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; а также организации, учре­дителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов при условиях и в отношении зе­мельных участков, предусмотренных НК РФ;

5) организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изде­лий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос­сийской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

7) организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

В Земельном кодексе РФ устанавливается что, кадастровая стоимость земельного участка может также применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муници­пальной собственности.

8. Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов

Государственная кадастровая оценка земель (ГКОЗ) – это комплекс правовых, административных и технических мероприятий, направленных на установление кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определён­ную дату.

ГКОЗ проводится прежде всего для целей налогообложения, а также для информационной поддержки рынка земли, для оценки эффективности существующего функционального использования территории, для информирования широкого круга заинтересованных лиц о стоимости земли для осуществления их прав и обязанностей в отношении при­надлежащей им недвижимости.

Правовыми основами для проведения кадастровой оценки земель является постановление Правительства Рос­сийской Федерации от 25 августа 1999 г № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 “Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель”.

При проведении кадастровой оценки должны соблюдаться следующие основные принципы.

Принцип единства системы предполагает применение единой методики государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на всей территории РФ.

Принцип учета особенностей в использовании территории субъектов РФ предполагает использование опыта оценки земель поселений различного целевого назначения всеми службами, осуществляющими функции управления земельными ресурсами.

Принцип совместимости обеспечивается использованием исходных данных и результатов кадастровой оценки в системе Государственного земельного кадастра (с 2007 года Государственного кадастра недвижимости (ГКН)) и совме­стимость программных средств оценки с автоматизированной системой Государственного земельного кадастра, автома­тизированной системой ГКН.

Принцип достоверности и обоснованности достигается путем формирования исходных данных для проведе­ния оценки на основе правдивой информации и обработки их с применением современных методов.

Принцип простоты и универсальности достигается использованием специального технического обеспечения.

Принцип охвата всех земель и иерархичности предполагает оценку земель различного функционального назначения населенных пунктов и расчет стоимости земельного участка на основе последовательного учета факторов, формирующих ее величину на уровне субъекта РФ, административного района, поселения, оценочной зоны, конкретного земельного участка.

Принцип адаптивности реализуется через учет традиционных подходов к оценке (сравнительный, доходный, затратный) в предлагаемой методике государственной кадастровой оценки земель поселений.

В соответствии с методическими указаниями 2007 года кадастровая стоимость земельных участков в составе зе­мель населенных пунктов определяется в разрезе следующих 16 видов разрешенного использования:

1. Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки.

2. Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

3. Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.

4. Земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.

5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и быто­вого обслуживания.

6. Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц.

7. Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образо­вания, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

8. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровитель­ного назначения.

9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строе­ний, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

10. Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объ­ектов.

11. Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорож­ных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов.

12. Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте.

13.

Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных пу­тей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необхо­димых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.

14. Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, пар­ками, городскими садами.

15. Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

16. Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупи­ков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или огра­ниченными в обороте в соответствии с законодательством РФ; земельные участки под полосами отвода водоемов, кана­лов и коллекторов, набережные.