Распоряжение, управление или владение земельным участком

Во исполнении пункта 10 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” и пункта 14 статьи 43 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества» Правительство Российской Федерации постановляет: 1.

Утвердить прилагаемые Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю. 2.

Министерству имущественных отношений Российской Федерации: а) осуществлять контроль за перечислением в федеральный бюджет средств от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности (далее именуются – земельные участки), а также от продажи права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (аукционах, конкурсах) б) осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случае: – предоставления земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации; – предоставление органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), гражданину и юридическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения; – прекращение прав указанных органов, граждан и юридических лиц на земельные участки; – предоставление в собственности или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет; в) разработать и утвердить примерные формы: решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование и аренду; договоров купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576

ПРАВИЛА

распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю

1. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее именуются – земельные участки), до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2.

Граждане и юридические лица при предоставлении им в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков представляют (помимо документов, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации) документы, удостоверяющие личность гражданина или подтверждающие государственную регистрацию юридического лица.

Граждане и юридические лица при предоставлении им земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения и сооружения представляют также документы, подтверждающие размер площади здания, строения и сооружения и государственную регистрацию прав на них (либо на помещения в них), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – иные документы, подтверждающие возникновение прав на эти объекты недвижимого имущества. 3. Органы местного самоуправления или органы государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю (далее именуются – уполномоченные на распоряжение земельными участками органы), при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков не вправе требовать представления документов, не указанных в пункте 2 настоящих Правил, если иное не установлено федеральными законами. 4. Орган государственной власти, государственное учреждение и государственное унитарное предприятие обращаются в орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в течение 3 месяцев со дня поступления заявления обеспечивает выбор земельного участка и направляет заявителю, в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации оформленный в установленном порядке перечень свободных от прав третьих лиц земельных участков, на которых возможно размещение объекта. Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом мнения заявителя принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка соответственно федеральному органу исполнительной власти, федеральному учреждению и федеральному унитарному предприятию или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, государственному учреждению и государственному унитарному предприятию. Указанное решение, направляемое в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы, является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для размещения объекта. В случае отсутствия на территории муниципального образования свободных от прав третьих лиц земельных участков орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) представляет в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации оформленный в установленном порядке перечень земельных участков, предлагаемых для изъятия в установленном порядке для государственных нужд. 5. В случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях: Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) – в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации; уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков формирует предложение о предоставлении указанных в абзаце втором настоящего пункта земельных участков для федеральных нужд, а уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации – о предоставлении указанных в абзаце третьем настоящего пункта земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации. Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное решение направляется в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 2-месячный срок со дня получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта. 6. Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию. Проекты договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, подлежат обязательному согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками органами соответственно с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 3-дневный срок после государственной регистрации указанного договора аренды направляют в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копию договора аренды с отметкой о его государственной регистрации. Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) и уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации осуществляют учет договоров аренды. 7. Решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается: Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) – в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности; уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации; органом местного самоуправления – в иных случаях.

В случае если решение о приватизации таких земельных участков принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества.

Источник: https://rosreestr.ru/site/activity/docs/detail.php?ID=7578

Что такое право пользования и владения землей и в чем отличие права пользования от права собственности на землю?

Вопрос о владении каким-либо имуществом в целом весьма актуален практически для любого гражданина, ведь у всех есть материальные блага, которыми можно обладать и пользоваться. Аналогичный вопрос, касающийся земельных участков, еще более острый и требует тщательного изучения, чтобы знать права и как пользователя и как собственника земли.

Кроме того, существуют и такие права в отношении земельных наделов, которые ограничены только пользованием. В этом случае необходимо разобраться, в чем это ограничение состоит и как это соотносится с правом собственности. В этой статье мы ответим на эти и другие актуальные вопросы, касающиеся владения, пользования и распоряжения землей.

Что такое право пользования землей?

Законодательное регулирование того, что означают правомочия владеть, распоряжаться и пользоваться имеющимся участком, содержится в Гражданском и Земельном кодексах. Анализируя имеющиеся в них сведения, можно выявить, что право пользования участком земли:

  • это правомочие, отличное от права собственности;
  • возникает из некоторых видов договоров;
  • означает, что пользователь участка земли может пользоваться им по своему усмотрению (но согласно целевому назначению), извлекать выгоду из такого пользования, плоды и т.п.

Чем отличается право пользования от права собственности?

Право собственности включает в себя три уже перечисленных выше правомочия, которые предоставлены собственникам Конституцией РФ и регулируются уже названными законами.

Это:

  • владение – то есть фактическое обладание земельным участком, что подтверждается свидетельством о праве собственности, полученном в официальном порядке;
  • пользование – это, как уже ранее было отмечено, способность пользоваться земельным участком согласно своим целям;
  • распоряжение – это возможность определять дальнейшее будущее земельного надела.

Иными словами, собственник имеет право любым способом произвести его отчуждение: продать, подарить, сдать в аренду, завещать наследникам и т.п.

Все, что имеет пользователь земельным участком – это документ, на основании которого он пользоваться такой возможностью (договор аренды, субаренды и т.п.) и саму возможность реализовать свои потребности через использование предоставленной ему земли, но в строгом соответствии и с условиями договора и с положениями вышеупомянутых законов.

Из этого следует вывод, что право пользования от права собственности отличается только тем, что является составляющей второго.

Виды права пользования землей

Закон регулирует следующие виды:

  • Постоянное (бессрочное) пользование – сейчас это право уже не возникает, однако продолжает действовать у тех, у кого оно появилось до принятия ЗК РФ.
  • Сервитут – это ограниченное пользование чужой землей, возникающее из договора или закона при наличии особых условий для этого.
  • Пожизненное наследуемое владение – это право, как и постоянное (бессрочное) пользование, уже не предоставляется, однако имеет место быть у тех, кто его приобрел ранее.
  • Аренда или субаренда – предполагает право пользования участком земли в течение определенного времени и на возмездной основе.
  • Срочное безвозмездное пользование – означает, что граждане или юрлица могут передавать свою землю в пользование на определенное время и не требовать за это оплату. Об этом сторонами заключается соответствующий договор.

Что такое право распоряжения землей?

Как уже было сказано, распоряжаться своим земельным наделом может только собственник. Он имеет документ, подтверждающий принадлежность ему участка – это свидетельство о праве собственности, а значит, все дальнейшие действия на участке он может совершать без чьего-либо разрешения, но в пределах закона и не нарушая, при этом прав других собственников и, в целом, иных лиц.

Правомочие распоряжения включает в себя возможность выполнять такие действия:

  • Собственник может изменять фактическое состояние земли на участке, что ведет к изменению его юридического статуса. Например, через освоение земельного надела под огородничество и садоводство.
  • Распоряжение выражается и в смене лиц, вновь приобретающих статус собственника. Если это касается одного владельца земельного надела, то он вправе весь участок или его часть продать, подарить, сдать в аренду, завещать, обменять на другой и т.д. Закон предусматривает всего 10 способов по отчуждению земельного надела.
  • Если речь идет о праве долевой собственности, то каждый владелец может передать свою долю удобным для себя способом третьим лицам.

Напротив, у пользователя землей по тем основаниям, которые были описаны в предыдущем разделе статьи, отсутствует право распоряжения.

Кто вправе распоряжаться землей? Кому это запрещено?

Распоряжаться землей вправе только ее собственник, то есть субъект права собственности. Наряду с государством, собственниками являются физлица – это:

  • российские граждане;
  • иностранцы;
  • люди, не имеющие гражданства, но которые проживают в России.

Помимо этих категорий граждан, могут распоряжаться и те лица, которые получили свои земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, которое было актуально до введения в действие Земельного кодекса. Из названия этого права уже понятно, что единственным действием по распоряжению землей является передача ее по наследству. На таком праве передавались участки:

  • членам объединений садоводов, огородников, дачников (на основании специального федерального закона № 66);
  • гражданам для садоводства до 01.01.1991 года;
  • если в собственность приобреталось здание, строение или сооружение, то на землю, которая была под этими объектами, устанавливалось рассматриваемое право;
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • для военнослужащих, которые служили от 10 до 15 лет.

Иных вариантов того, как можно распорядиться земельным объектом, без наличия права собственности, закон не предусматривает.

Запрещается распоряжаться участком земли тем лицам, которые не относятся к собственникам. В этот перечень входят:

  • арендаторы и субарендаторы;
  • пользователь землей на безвозмездной основе;
  • лицо, имеющее участок земли на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • лица, которые пользуются сервитутом в отношении участка в чужой собственности, который может быть как по договору между гражданами, так и возникать из распоряжения госоргана, если дело касается нужд населения;
  • собственники, владеющие участками с определенным правовым режимом.

В последнюю категорию законных владельцев включаются те, кто имеет такие участки:

  • сельхозучастки;
  • лесные и охотничьи угодья;
  • земли, выделенные под фермерство;
  • участки, предназначенные для природоохранных целей (охотничьи и рыборазводящие хозяйства и для выполнения подобных задач);
  • земли, на которых осуществляются научные исследования, проводится обучение и т.п.

Важные моменты

Регулирование именно данной категории земель осуществляется специальным ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 24.07.2002 № 101.

Земли с/х назначения – это земли, расположенные за пределами сельских и городских поселений, которые предоставляются для ведения сельского хозяйства.

В соответствии с названным законом, на гражданина или организацию, имеющих в собственности сельхозучасток, налагаются определенные ограничения в части распоряжения им.

При продаже такого участка, его собственник обязательно должен путем направления письменного извещения сообщить о своем намерении в высший исполнительный региональный орган или муниципальный орган власти, так как эти субъекты имеет право преимущественной покупки сельхоз земли за счет средств регионального или местного бюджета соответственно. Если в отношении собственника поступил отказ приобрести участок либо ответ на письмо не пришел в течение месяца, то законный владелец сможет продать участок любому другому лицу на свое усмотрение.

https://www.youtube.com/watch?v=OkINZBOIZWc

Собственник не вправе изменять правовой режим своей сельхозземли, то есть менять ее разрешенное использование и целевое назначение. Особенно это касается земель, на которых производится пашня или сенокос.

Есть зоны сельхозземель, где разрешение на такое изменение условно разрешенное, но и в этом случае, чтобы это сделать, собственнику придется понести значительные траты на проведение процедуры общественных слушаний, а также обращаться в администрацию.

Подводя итог, по вопросу возможности распоряжения земельными наделами необходимо выделить несколько ключевых моментов:

  • Распоряжаться могут только собственники участков – в этом главное отличие пользования от собственности.
  • Формы распоряжения могут быть разнообразными (сдавать в аренду и субаренду, продавать, завещать, передавать в качестве части уставного капитала юрлиц и др.).
  • Для некоторых категорий земель установлены ограничения по распоряжению. Например, для сельхозземель.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie

Распоряжение земельными участками в городе Москве: аренда или собственность

Распоряжение земельными участками в городе Москве: аренда или собственность

В.В. Солдатенков

профессор кафедры Земельного права Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), кандидат юридических наук

В настоящее время в Российской Федерации согласно земельному законодательству основными видами землепользования являются право собственности и аренда. Применительно к городу Москве аренда продолжает оставаться основным видом землепользования. Получить земельные участки в частную собственность до сих пор проблематично.

Целью настоящей статьи является раскрытие особенностей предоставления земельных участков в аренду и собственность с учетом компетенции и полномочий федеральных органов исполнительной власти и города Москвы.

Указанные особенности появились в силу требований статьей 16-19 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), подпунктов 2 и 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 14 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю», постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 года № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» и других нормативных правовых актов.

Согласно Конституции Российской Федерации Москва как субъект Российской Федерации, равно как и иной субъект, в рамках совместного ведения с Российской Федерацией имеет право решать вопросы, касаю-

щиеся земли, и принимать законы о земле в рамках договора Российской Федерации с субъектом Российской Федерации. Указами Президента Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» такие полномочия Москве в лице органов власти, должностных лиц городской администрации были предоставлены и ранее, до принятия Конституции Российской Федерации.

До введения в действие ЗК РФ 30 октября 2001 года согласно статье 70 Земельного кодекса РСФСР земли поселений в пределах городской черты находились в ведении городской власти, что позволяло осуществлять управление и распоряжение государственной земельной собственностью в пределах всей Москвы. Москва приступила к проведению земельной реформы в

1990 году. Собственное регулирование земельных отношений строилось в Москве на основании законодательных актов Российской Федерации и, прежде всего указов Президента Российской Федерации от 30 июля

1991 года № 22 «О полномочиях мэра города Москвы», от 28 августа 1991 года № 96 «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы», от 29 декабря 1991 года № 334 «О дополнительных полномочиях органов управления Москвы на период проведения радикальной экономической реформы», от 24 октября 1993 года № 1738 «О поддержке мер правительства Москвы и Московского областного Совета народных депутатов по реформе органов государственной власти и органов местного самоуправления в Москве и Московской области». Эти указы действовали до их отмены Указом Президента Российской Федерации

от 17 июня 2000 года № 1110 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации». Московские органы власти были наделены полномочиями по распоряжению и управлению землями города, ведению Государственного кадастра городской земли, изъятию и предоставлению земельных участков.

По ряду субъективных и объективных причин федеральное земельное законодательство 1990-х годов было односторонне ориентировано на осуществление общих программ приватизации земли и характеризовалось недооценкой института аренды земли, который рассматривался лишь в качестве вспомогательного института по отношению к праву собственности. В противоположность федеральному, земельное законодательство Москвы с самого начала земельной реформы было ориентировано на более широкое применение института аренды городских земель, который является выгодным как для арендодателя, так и для арендатора, заинтересованного в эффективном использовании арендованных земель.

Расширение компетенции субъектов Российской Федерации во всех сферах экономики привело к изменениям в правовой системе, в которой значительное место занимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Эти акты принимаются как по вопросам собственной компетенции в пределах статьи 73 Конституции Российской Федерации, так и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, к которым относятся, в частности, вопросы владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (пункт «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Поэтому на территории Москвы как особого субъекта Российской Федерации (города федерального значения) действует как общефедеральное земельное законодательство, так и земельное законодательство Москвы. Необходимость такого регулирования вызвана несколькими обстоятельствами. Москва -субъект Российской Федерации, город фе-

дерального значения. Кроме того, Москва -сверхкрупный город с большим числом объектов недвижимости, хозяйствующих субъектов – потенциальных и титульных землепользователей.

На территории Москвы расположены объекты федеральной собственности и федерального значения, действуют федеральные органы власти и субъекты федеральной подчиненности, находятся дипломатические посольства иностранных государств, другие хозяйствующие землепользователи.

Управление земельными участками и имуществом, находящимися в распоряжении этих лиц, нуждается в правовом урегулировании и оформлении земельных правоотношений с учетом специфики сверхкрупного города.

Принятие собственной нормативной базы по земельным вопросам, определяемой экономической целесообразностью и необходимостью поддержания и развития жизнедеятельности города, улучшения условий проживания людей, позволяет Москве быстрее внедрять способы привлечения инвестиций в бюджеты России в целом и Москвы в частности, улучшать облик города, развивать городскую инфраструктуру, исполнять столичные функции.

С этой целью в Москве была разграничена компетенция органов государственной власти.

Законодательная (представительная) власть устанавливает порядок использования, контроля, охраны земли; отчуждения земель и оформления прав собственности на земельные участки; предоставления земель в аренду; оформления прав на земельные участки и другие полномочия по определению указанного порядка.

К ведению городской администрации отнесено управление и распоряжение земельными участками, определение ставок арендной платы, зонирование территории города, составление и ведение земельного кадастра города Москвы, разработка и реализация градостроительных планов развития и другие полномочия. Все эти полномочия закреплены в Уставе города Москвы.

6 августа 1991 года мэром Москвы Поповым Г.Х. было издано распоряжение № 80-РМ «О предоставлении правительству Москвы права заключения договоров на землеполь-

зование».

Учитывая социальную и экономическую значимость землепользования в соответствии с планами зонирования территории Москвы, земельным кадастром и концепциями перспективного развития территории города, и, следовательно, важнейшую роль права землепользования в системе правового регулирования земельных отношений 2 марта 1992 года за подписью вице-мэра – премьера правительства Москвы вышло распоряжение № 110-РВМ «Об аренде земли как основной форме земельно-правовых отношений в Москве», которое установило аренду в качестве основного вида земельных прав граждан и юридических лиц. Значение этих нормативных правовых актов прежде всего состояло в том, что они заложили начало формированию рыночных механизмов в земельных отношениях и вовлечению в оборот городских земель: впервые были подвергнуты юридическому нормированию вопросы переоформления земельно-правовых документов, формы договоров аренды с иностранными юридическими и физическими лицами, совместными предприятиями; оформления, выдачи и регистрации документов, удостоверяющих права юридических и физических лиц на пользование земельными участками; заключения и регистрации договоров аренды.

В московских нормативных правовых актах 1990-х годов предусматривалась возможность предоставления земельных участков в собственность. Однако получение земельных участков на праве собственности искусственно сдерживалось.

Основной же формой землепользования была провозглашена аренда.

Предоставление земельных участков на иных правах осуществлялось отдельным категориям лиц, перечень которых устанавливался федеральным и (или) московским законодательством о земле.

Предоставление земельных участков в аренду обуславливалось необходимостью сохранения государственной собственности на землю, управления городскими властями целостной инфраструктурой города с возможностью регулирования земельных правоотношений при заключении догово-

ров аренды земельных участков, а также экономической целесообразностью передачи государственной земельной собственности в аренду, так как от арендной платы поступления в бюджеты России и Москвы в несколько раз выше, чем при передаче (приватизации) этих же земельных участков в частную собственность.

Одновременно соблюдаются взаимные интересы города и арендатора. Институт аренды предоставляет арендатору максимум прав на освоение и использование земельного участка, при котором незыблемость договорных отношений гарантируется законом и соблюдается арендодателем.

В случае же приватизации земельная собственность выбывает из собственности государства.

Учитывая возможность предоставления земельных участков в Москве на торгах, становится очевидным, что предоставление в аренду земельных участков под коммерческое использование в несколько раз выгоднее, чем при продаже в собственность, а арендная плата окупает совокупную сумму земельного налога и цены земельного участка через два-три года (и это без выкупа права аренды).

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/rasporyazhenie-zemelnymi-uchastkami-v-gorode-moskve-arenda-ili-sobstvennost

Уполномоченный орган по предоставлению земельных участков

      Всегда возникает вопрос о том, куда следует обращаться по вопросу предоставления земельного участка. Разграничение полномочий по предоставлению земельных участков установлено в статье 39.2 Земельного кодекса.

Уполномоченный орган по предоставлению земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью)

(п. 2 статьи 9 Земельного кодекса)

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации

(п. 2 статьи 10 Земельного кодекса)

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 статьи 11 Земельного кодекса)

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”)

Полномочия правительства Российской Федерации по распоряжению земельными участками

      «Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

      Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации» (из Федерального конституционного закона от 17 декабря . N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”).

      Распоряжением Правительства Российской Федерации осуществляется:

– изъятие, резервирование и предоставление земельных участков для нужд обороны, безопасности, объектов капитального строительства федерального и международного значения и иных нужд;

– предоставление земельных участков юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации (из пп.2 п.2, статьи 39.6 Земельного кодекса);

– перевод земельных участков находящихся в федеральной собственности из одной категории в другую.

Полномочия исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по распоряжению земельными участками

      Полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности обладают исполнительные органы государственной власти Российской Федерации:

Уполномоченный орган

Полномочия по управлению и распоряжению

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)

Минэкономразвития России управляет и распоряжается земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны и находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе: принимает решения об образовании земельных участков и предоставляет их в аренду.

Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

В состав Минэкономразвития России входит Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Федеральное агентство по управлению

государственным имуществом (Росимущество)

В отношении земельных участков осуществляет полномочия по управлению и распоряжению, в том числе принимает в   установленном   порядке решения:

о предварительном   согласовании   места   размещения   объекта;

о предоставлении   земельных   участков;

о  прекращении  прав на земельные участки,  находящиеся в федеральной собственности;

об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной  собственности.

Полномочия Росимущества распространяется не на все земли или земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, если полномочия установлены для других государственных органов исполнительной власти федеральными  законами,  актами  Президента  Российской Федерации и Правительства   Российской  Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

1) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования;

2) организует в установленном порядке работы по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты;

3) принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

1) предоставляет в аренду Государственной компании “Российские автомобильные дороги” без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения объектов земельные участки, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена;
2) принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования подведомственного федерального государственного учреждения указанными земельными участками.

Государственная компания “Российские автомобильные дороги”

1) предоставляет в субаренду земельные участки в полосе отвода автомобильной дороги;

2) подготавливает и заключает от имени Российской Федерации соглашения в связи с изъятием земельных участков для размещения автомобильных дорог Государственной компании “Российские автомобильные дороги”.

ОАО «Российские железные дороги»

1) предоставляет земельный участок в субаренду и уведомляет об этом Росимущество.

2) согласует прекращение права аренды земельного участка.

Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства

– осуществляет  образование земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче для формирования имущества Фонда;

– осуществляет передачу земельных участков Фонда в безвозмездное пользование жилищно-строительным кооперативам;

– проводит аукционы:

по продаже земельных участков,

на право заключения договоров безвозмездного пользования земельными участками,

на право заключения договоров аренды земельных участков;

– приобретает в собственность земельные участки для обеспечения деятельности Фонда и для строительства объектов инфраструктуры.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)

Осуществляет рассмотрение материалов о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) или земельных участков в составе таких земель в земли другой категории.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Осуществляет рассмотрение материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)

Принимает решения о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)

Выдает разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте

      В целях строительства и эксплуатации федеральных автомобильных дорог полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обладает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Источник: http://kniga-5.ucoz.ru/index/polnomochija_po_rasporjazheniju_zemelnymi_uchastkami/0-89