Публичный сервитут земельного участка: порядок установления и условия прекращения

Авторские статьи юристов

Публичный сервитут земельного участка: порядок установления и условия прекращения

Установление  сервитута происходит по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником недвижимого имущества, которое может быть обременено сервитутом.

Применительно к земельному сервитуту — по соглашению между собственником участка, который требует установления сервитута (такой участок именуется главенствующим) и собственником участка, который может быть обременен сервитутом (собственником соседнего участка, который иначе именуется служащим участком). Так же можно ознакомиться с понятием сервитута и прекращением сервитута.

В соглашении об установлении сервитута указывается конкретный вид сервитута. Если речь идет об обременении сервитутом земельного участка, то на плане землепользования конкретно определяется та часть земельного участка, на которую распространяется сервитут.

Существенными условиями такого соглашения должны быть условия пользования соседним участком лицом, в пользу которого установлен сервитут, с тем, чтобы исключить препятствия для использования обремененной сервитутом недвижимости по назначению.

Поскольку собственник недвижимого имущества, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в пользу которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование им, условие о размере платы, порядке и сроках ее внесения должно быть включено в соглашение сторон об установлении сервитута. Размер платы, как правило, призван компенсировать ограничения в пользовании недвижимым имуществом, обремененным сервитутом.

В соглашении об установлении сервитута должны быть также определены меры ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение сторонами условий данного соглашения.

Следует иметь в виду, что на вышеизложенных правилах сервитут может быть установлен не только по требованию собственника участка (п. 1 ст. 268 ГК), но и по требованию и в интересах лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования (п. 4 ст. 268 ГК). В ст. 14 Кодекса о земле нормы п. 1 и п. 4 ст.

268 ГК воспроизведены полностью. Вместе с тем Кодекс о земле дополнен указанием, что право требовать установления сервитута может также лицо, которому участок предоставлен в аренду.

С одной стороны, такой подход законодателя в части предоставления права установления сервитута арендатору земельного участка можно признать оправданным с позиций целесообразности, особенно при долгосрочной аренде, поскольку в противном случае использование арендуемого участка без установления сервитута может быть затруднено. С другой стороны, налицо коллизия норм ст.

168 ГК и ст. 14 Земельного кодекса.Разрешение указанной коллизии не столь однозначное. По большому счету, вывод должен основываться на юридической силе того или иного акта. В силу предписаний ст.

10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Вместе с тем представляется, что в данном случае приведенную норму закона можно применять только с учетом положений части третьей п. 1 ст.

1 ГК, в соответствии с которой земельные отношения, отвечающие признакам, указанным в частях первой и второй указанного пункта, регулируются гражданским законодательством, если земельным законодательством не предусмотрено иное. Следовательно, можно сделать вывод, что нормы ст. 14 Кодекса о земле, как установившие собственные правила, касающиеся земельных сервитутов, имеют приоритет перед нормами ст. 268 ГК.

В качестве оснований возникновения сервитута, как уже отмечалось, могут выступать:

— соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка (иной недвижимости);

— судебное решение — в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута;

— нормативное предписание.

Возникновение сервитута на основании соглашения (договора) возможно, если стороны достигли согласия не только об установлении сервитута как такового, но и относительно существенных условий договора, к которым можно отнести условия о предмете, цене и сроке.

К предмету следует отнести предоставление сервитуарию конкретного права ограниченного пользования чужим земельным участком (проезда, прохода и т.п.).

Согласно п. 5 ст. 268 ГК право требования соразмерной платы за пользование участком принадлежит только собственнику участка, обремененного сервитутом.

Аналогичное правило установлено, как уже отмечалось, применительно к зданиям, сооружениям, иной недвижимости, ограниченное пользование которыми необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

В приведенном выше примере сервитут был установлен только в отношении коридора в цокольном этаже в пределах установленных границ.

В качестве примера установления сервитута на основании закона можно привести норму части второй ст. 524 ГК.

Речь идет о ситуациях, когда земельный участок, на котором находятся принадлежащие продавцу здание, сооружение либо другая недвижимость, продается без передачи в собственность покупателя земельного участка этой недвижимости.

В таких случаях за продавцом сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Условия пользования частью земельного участка определяются договором купли-продажи.

Если же условия пользования соответствующей частью земельного участка договором его продажи не определены, продавец в силу предписаний части второй ст. 524 ГК сохраняет право ограниченного пользования (сервитут) той частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с ее назначением.

Приведенная норма носит императивный характер и обязательна для сторон соответствующих отношений. За собственником недвижимости, оставшейся на отчужденном земельном участке, должно сохраняться в силу закона право пользования той его частью, которая в соответствии с земельным законодательством является минимально необходимой для использования недвижимого имущества.

Наличие в судебной практике судебных споров свидетельствует о достаточно неоднозначном понимании субъектами хозяйствования правовой природы права ограниченного пользования чужим земельным участком, основанного не на соглашении, а на законе.

Приведем следующий пример.

Очевидно, что в данном случае ссылка истца на ст. 524 ГК об установлении сервитута в пользу ответчика не имела под собой оснований, поскольку, как уже отмечалось, сервитут в соответствии с частью второй ст. 524 ГК устанавливается в пользу продавца земельного участка в целях обслуживания оставшейся на данном участке недвижимости, принадлежащей самому продавцу.

Между тем в приведенном примере земельный участок не отчуждался, предметом купли-продажи выступало здание, находящееся на земельном участке, принадлежащем истцу.

Очевидно, что при сложившихся обстоятельствах отношения владельца земельного участка (истца) и собственника здания (ответчика) должны быть урегулированы, но не путем удовлетворения иска об установлении сервитута в пользу ответчика.

В данном случае интересы ответчика — собственника здания, расположенного на земельном участке, принадлежащем истцу, защищены правилами ст.

523 ГК, согласно которой по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В случаях, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды или предусмотренное договором продажи недвижимости иное право на соответствующую часть земельного участка.

Если договором не определено передаваемое покупателю недвижимости право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.

Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законодательством или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

В связи с изложенным обращают на себя внимание два различающихся подхода к регулированию сходных отношений.

В первом случае при отчуждении земельного участка без передачи в собственность покупателя находящейся на участке недвижимости, принадлежащей продавцу, за последним сохраняется право ограниченного пользования той частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с ее назначением (сервитут) (ст. 524 ГК).

Во втором случае в силу предписаний ст.

523 ГК при продаже недвижимости, принадлежащей собственнику земельного участка, если договором не определено передаваемое покупателю право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования (часть вторая п. 2). Поскольку договором не установлено иное, следует иметь в виду, что в этом случае цена недвижимости включает в себя и цену передаваемой части земельного участка (см. п. 2 ст. 526 ГК).

С учетом того, что в приведенном случае продавец недвижимости не является собственником земельного участка, определяющее значение должна иметь норма части второй п. 3 ст. 523 ГК, в соответствии с которой при продаже недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Приведенная норма носит императивный характер и является для сторон обязательной.

Следовательно, при имеющейся редакции нормы для покупателя недвижимости речь может идти об установлении сервитута только по отношению к коммуникациям и другим объектам, принадлежащим продавцу, без которых невозможно обслуживание здания, приобретенного покупателем. Выработка условий возможна на договорных началах, а при недостижении соглашения — путем разрешения спора судом.

Что же касается земельного участка, необходимого для обслуживания здания, то покупатель недвижимости имеет право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец.

Представляется, что применительно к указанной ситуации также уместно было бы вести речь об установлении сервитута в силу закона, как это сделано в части второй ст. 524 ГК.

Тем более что, как уже отмечалось, предоставление покупателю недвижимости равных с ее продавцом прав на соответствующую часть земельного участка вряд ли в полной мере может быть реализовано на практике и не решает всех вопросов, касающихся возможности использования подъездных путей и иных коммуникаций, уже проложенных продавцом. Можно говорить о равных правах по их статусу — праве собственности, праве постоянного пользования, но не о равенстве прав по использованию земельного участка, иной недвижимости, принадлежащих первичному и вторичному пользователям. Права последнего в любом случае являются производными и ограниченными. Поэтому представляется, что в указанной части правовое регулирование должно быть однозначным и согласованным.

В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Обусловленный соглашением сторон сервитут подлежит обязательной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Порядок регистрации сервитутов определен Законом от 22 июля 2002 г. «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» с изменениями и дополнениями (НРПА, 2002, N 87, 2/882) (далее — Закон).

Согласно Закону государственной регистрации подлежат как земельные участки и иная недвижимость, так и возникновение, переход, прекращение ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество. В силу предписаний ст.

8 Закона государственная регистрация ограничения (обременения) права на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода и прекращения ограничения (обременения) этого права.

Документами, являющимися основанием для государственной регистрации возникновения сервитута, являются:

— договор, предусматривающий установление сервитута на недвижимое имущество;

— решение суда (ст. 57 Закона).

Земельный сервитут считается установленным с момента его государственной регистрации.

Удостоверение произведенной государственной регистрации осуществляется в установленном порядке путем выдачи заявителю свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации.

Государственная регистрация сервитута, равно как и отказ в государственной регистрации, могут быть обжалованы в суд.

Сказать -Спасибо-

Мы рады, что смогли помочь. Если у Вас остались вопросы, можно заказать бесплатный звонок и консультант перезвонит в ближайшее время

Источник: http://prolawyer.by/ustanovlenie-servituta-poryadok-i-usloviya.html

Признание и установление сервитута

Признание и установление сервитута

Ограниченное пользование (сервитут) земельным участком

Сервитут — право лиц на определенный срок или бессрочно пользоваться чужим земельным участком или иным объектом недвижимости в пределах, ограниченных соглашением либо нормативным правовым актом, которое устанавливается в интересах собственников земельных участков, обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, обладателей права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственников иных объектов недвижимости либо в интересах государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

Публичный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода или проезда через земельный участок, использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, проведения дренажных работ на земельном участке, забора воды и водопоя, прогона скота через земельный участок, сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков, в пределах земель лесного фонда, использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке, временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

В зависимости от целей использования и содержания п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ выделяет следующие виды сервитутов: право прохода и проезда через соседний земельный участок; право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов через чужой участок; право использования чужого участка для водоснабжения и мелиорации.

Соглашение о сервитуте — договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником соседнего земельного участка или иного объекта недвижимости, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка). Соглашением о сервитуте может быть предусмотрена обязанность лица, в интересах которого сервитут установлен, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

Соразмерная плата за сервитут — это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

При установлении сервитутов, особенно публичных, заинтересованные лица сталкиваются с множеством неразрешимых проблем, поэтому на сегодняшний день они не находят должного применения, и одной из причин, сдерживающих процесс оформления как частных, так и публичных сервитутов, являются различные правовые нормы, регулирующие данные отношения.

Поскольку отношения по установлению сервитутов делятся на публичные и частные, то регулируются законодательными актами, относящимися к различным отраслям законодательства.

Пункт 3 ст.

23 Земельного кодекса РФ закрепляет исчерпывающий перечень оснований установления публичного сервитута, а именно для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

Публичный сервитут носит императивный характер и практически не зависит от воли собственника, Пленум ВАС РФ Постановлением от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», установив, что взаимосвязанные положения, содержащиеся в ст. 52 Федерального закона от 28 августа 1995 г.

N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ст.

23 Земельного кодекса РФ, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов; а споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.

Гражданский кодекс РФ рассматривает сервитут в качестве вещного права, в то время как Земельный кодекс трактует его как обременение права собственности, что не может не порождать проблем в правоприменении.

Договор о частном сервитуте — это соглашение, в силу которого одна сторона (собственник) предоставляет в пользование другой стороне (сервитуарию) недвижимое имущество за плату или безвозмездно, а другая сторона (сервитуарий) обязуется пользоваться имуществом в соответствии с условиями и прекратить использование при отпадении оснований установления. Договор о частном сервитуте заключается в простой письменной форме, план земельного участка или здания (сооружения) с указанием границ сервитута, являющийся неотъемлемой частью договора.

В настоящее время на основании п. 2 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 1997 г.

N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) все сервитуты регистрируются в Едином государственном реестре прав как обременение (ограничение) права собственности и вступают в силу после регистрации в ЕГРП. При переходе прав на объект недвижимости, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.

В случае недостижения соглашения об установлении сервитута или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута — ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 274, 277 Гражданского кодекса РФ.

На основании абз. 2 ч. 2 ст. 13 Закона о регистрации и п. 18 Методических рекомендаций «О порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки», утвержденных Приказом Минюста России от 26 июля 2004 г.

N 132, государственная регистрация публичного сервитута проводится с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимого имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

По требованию собственника частный сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

В качестве документа — основания прекращения сервитута представляется либо соглашение о прекращении сервитута, либо решение суда — ст. 276 Гражданского кодекса РФ, ст. 48 Земельного кодекса РФ и п.

20 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденных Приказом Минюста России от 26 июля 2004 г. N 132.

Одним из основных отличий частного сервитута от публичного является то, что презюмируется платность такого сервитута. Собственник обременяемого земельного участка вправе требовать возмещения затрат, причиненных указанным обременением.

Частный и публичный сервитуты являются гражданскими правами, поэтому ведущие ученые-правоведы считают, что общие и специальные нормы регулятивного характера о них должны получить закрепление в Гражданском кодексе в новой главе «Право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут)».

При рассмотрении и принятии законодательства по обременению (сервитутам) имущества для единого применения необходимо вносить изменения в ряд нормативных актов, таких как: Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, создание новых методических рекомендаций, все это требует согласования с Высшим Арбитражным и Верховным Судами Российской Федерации и другими ведомствами, в регламентах которых есть функции по исполнению земельного законодательства и обеспечения института по ограниченному пользованию (сервитут).

Наверх

Источник: http://www.law77.ru/services/zemelnye-spory/priznanie-i-ustanovlenie-servituta/

Установление сервитута на земельный участок: судебная практика, оформление, государственная регистрация, порядок

Установление сервитута на земельный участок: судебная практика, оформление, государственная регистрация, порядок

С вопросом определения обременения земельного участка сервитутом связано множество трудностей.

Среди основных проблем оформления разных видов сервитутов является наличие различных норм права, регулирующих данные правоотношения.

Поэтому обременение на земельный участок оформляется в зависимости от оснований его установления. Рассмотрим более подробно, как устанавливается отдельный вид права ограниченного пользования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Или позвоните нам по телефонам:

(Москва)

(Санкт-Петербург)
(Россия) – звонок Бесплатный

Это быстро и !

Как установить сервитут на земельный участок

Утверждение государственного сервитута происходит при наличии следующих оснований:

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Перечисленные основания являются исчерпывающими, имеют повелительный характер, т.е. устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца. Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач.

Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами. Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением.

Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения. Соглашение заключается в письменном виде, которое также подлежит госрегистрации. К такому договору необходимо приложить план участка с обозначением пределов обременения.

Если объект недвижимости с обременением отчуждается, то сервитут продолжает существовать.

Если стороны не могут договориться, спор подлежит разрешению в суде. В суд с заявлением обращается заинтересованное лицо, требующее оформления обременения.

Документы для регистрации

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Если имеет место установление сервитута только на часть земельного участка, то необходимо предоставить кадастровый план с указанием пределов действия обременения, который визируется специально уполномоченным органом. Если сервитут устанавливается на всю территорию участка, план не требуется.

Перечень документов:

  1. Заявление от физлица или госоргана.
  2. Ксерокопия квитанции об уплате госпошлины с оригиналом.
  3. Для физлица – паспорт.
  4. Для регистрации государственного сервитута – ксерокопия распорядительного акта госоргана о его установлении, заверенная органом, вынесшим данный акт (в количестве 2 экземпляров).
  5. Оригиналы соглашения об установлении обременения с дополнениями (в 2-х экземплярах).
  6. При наличии судебного решения – его ксерокопия, заверенная судом (в 2-х экземплярах).
  7. Оригинал кадастрового плана и его ксерокопия.

Далее мы поговорим о том, как оформить частный и публичный сервитуты на земельные участки.

Следующее видео расскажет вам более подробно об установлении сервитута на земельный участок, например, с многоквартирным домом или другими строениями на нем:

Порядок

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что сервитуты бывают частными и публичными.

Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры госрегистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Письмо об установлении обременения

Департаментом недвижимости Минэкономразвития РФ был дан ответ в официальном письме от 11.07.2011 г. по вопросу об установлении соглашения сервитута, а также о защите прав собственника.

Документ определяет круг органов, уполномоченных осуществлять защиту прав собственника, которыми выступают прокуратура и суд. В письме делается акцент на основные моменты, связанные с установлением обременения на участок, как частного, так и государственного.

Вы можете посмотреть образец Письма ниже, а также скачать его.

Образец письма об установлении сервитута

Образец письма об установлении сервитута — 1Образец письма об установлении сервитута — 2Образец письма об установлении сервитута — 3

Госпошлина и плата

Самое вемя узнать о размере госпошлины за регистрацию сервитута на земельный участок. Если сервитут оформляется в отношении граждан, то ее величина составляет 1500 рублей, а для юрлиц – 6000 рублей.

Плата по соглашениям об установлении сервитута определяется договоренностью между сторонами на основании оценки. Далее мы расскажем о сроках установления сервитута на земельный участок.

Срок установления

  • Обременение на участок может устанавливаться как на определенный период, который оговаривается сторонами в соглашении,
  • так и на постоянное время – период не определен, либо период существования ограничения связан с отменой (прекращением действия) нормативного акта или соглашения.

Административный регламент

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

Далее мы расскажем вам про установление сервитута в судебном порядке.

Судебный порядок

Если сторонам не удается прийти к обоюдному соглашению или возникли споры об отдельных условиях, обременение на землю может быть установлено судом. В суд обращается заинтересованное лицо с соответствующим иском, в котором оно должно обосновать необходимость предоставления ему права пользования чужим участком, и что данная мера является единственной для ведения хозяйства.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Рассматривая подобные дела, суд не может принудить землевладельца заключить договор, однако его решение служит основанием для госрегистрации обременения. Резолюция решения должна содержать все условия установления обременения.

При этом ВАС постановил, что суд уполномочен самостоятельно определять их, в том числе устанавливать границы передвижения через участок, устраивающие всех заинтересованных лиц.

Постановление суда также должно содержать данные о пространственном положении обременения, необходимые для заполнения Реестра.

Если возникают сложности при определении пределов действия обременения, суд может назначить проведение кадастровых мероприятий. Если по итогу стороны соглашаются с их результатами, суд в своем решении об установлении сервитута основывается на кадастровом заключении.

Суду необходимо контролировать, чтобы иск подавался исключительно к собственнику участка, а не к арендатору или пользователю. А вот предъявлять требования могут и те и другие.

Изучая условия соглашения, суд руководствуется требованиями, установленными Минэкономразвития. Так, договор должен содержать:

  • сведения о сторонах;
  • данные об объекте недвижимости (точное месторасположение, кадастровый номер, план);
  • основания для установления обременения (цели и задачи);
  • пределы действия сервитута;
  • расчет компенсационных выплат в случае их назначения;
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Процесс может затянуться на долгое время, а также дорого обойтись для сторон, поэтому более приемлемым вариантом является внесудебный порядок установления сервитута.

О спорах, которые чаще всего возникают в сфере установления сервитута расскажет юрист из следующего видео:

Судебная практика

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк».

В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования. Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика — с другой.

Однако территории для проезда к трассе выделено не было, а участок ответчика непосредственно граничил с трассой.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2010 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта».

Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта».

В своем решении суд указал на невозможность передвижения членов СТ «Мечта» не иначе, как по территории ответчика, и невозможность проложить новую дорогу.

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/poryadok-ustanovleniya-i-registratsii.html

Сервитут как вид обременения земельного участка: понятие частного и публичного сервитута. Процедура установления

– это латинское слово и применяется оно для обозначения права лица пользоваться чужой вещью в строго ограниченных рамках.

Сервитуты устанавливаются на объекты недвижимости, в частности, на земельные участки с конкретной целью – например, для прохода, проезда, прокладки труб и т.д. через участок, принадлежащий тому или иному собственнику, если иным способом достичь поставленной цели невозможно.

Основные положения, касающиеся сервитута установлены в ст.ст 274-277 ГК РФ – это нормы рассматривают установление сервитута в интересах частных лиц. А вот ст.

23 ЗК РФ  содержит нормы, касающиеся установления публичного сервитута – то есть, сервитута в общественных интересах. Рассмотрим, в каких случаях возможно установление сервитута (сначала частного, а затем и публичного), и какова процедура установления. 

Как уже говорилось выше, сервитут предоставляет тому или иному лицу право пользоваться чужим земельным участком с конкретной целью. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Таким образом, поскольку на данный земельный участок, помимо права собственности одного лица, будут иметься права (установленные сервитутом) и у другого лица, при сделках с таким земельным участком, его собственник должен уведомлять второго участника договорных отношений о существующем обременении земельного участка. При этом, сервитут не может быть самостоятельным предметом сделки, он устанавливается в интересах конкретного лица и не подлежит передаче какому-либо другому лицу. Таким образом, сервитут является обременением, таким же, как, например, залог. При этом, собственник земельного участка не лишается права пользования и распоряжения своей землей.

Поскольку сервитут дает право посторонним лицам пользоваться чужой собственностью, то закон предполагает возможность компенсации собственнику такого «неудобства» – собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Условие о плате – её размере, и порядке выплат, целесообразно включать в соглашение об установлении сервитута. Либо в данное соглашение включается пункт о том, что сервитут устанавливается на безвозмездной основе. Если сервитут устанавливается в судебном порядке (при отсутствии соглашения сторон), то вопрос о плате за сервитут может быть решен судом.

Правом требовать установления сервитута обладает собственник (либо обладатель права пожизненно наследуемого владения или бессрочного пользования) недвижимого имущества (земельного участка, иной недвижимости), которому для использования данного имущества требуется сервитут. При этом требование об установление сервитута он вправе предъявлять к собственнику соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и к собственнику другого земельного участка.

Сервитут может устанавливаться для: -обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок ;-прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации ;-других нужд собственника недвижимого имущества. 

При этом обязательным является условие о том, что все вышеперечисленные нужды не могут быть обеспечены без установления сервитута.

В Законе говорится о том, что сервитут устанавливается по соглашению сторон между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Рассмотрим сначала первый случай, когда сервитут устанавливается по соглашению сторон. 

В этом случае, обязательно должно заключаться в письменной форме (по желанию сторон, его можно заверить нотариально), на основании общих правил ГК РФ, применяемых к договорам.

В соглашении обязательно должен быть указан предмет соглашения (наименование самого сервитута и его конкретное содержание – например, право прохода через участок соседа и т.д.

), а также сведения об участках, позволяющие достоверно установить их местоположение (адрес, кадастровый номер).

Для государственной регистрации сервитута предоставления кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если сервитут устанавливается на весь земельный участок. Однако если сервитут относится к части земельного участка, к соглашению необходимо приложить заверенный соответствующей организацией кадастровый план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

(регистрации подлежит только обременение в виде сервитута) сторон осуществляется на основании:

-заявления собственника земельного участка, на котором устанавливается сервитут (лица, в пользу которого установлен сервитут, при обязательном наличии у последнего соглашения о сервитуте) ;-соглашения сторон (судебного решения – если регистрация производится на основании решения суда) об установлении сервитута ;-кадастрового плана участка с отмеченным сервитутом (сферой действия сервитута); -документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за регистрацию ;-документ, удостоверяющий личность заявителя ;

-в случае необходимости регистрирующими органами могут быть запрошены иные необходимые для проведения регистрации документы.

Сервитут вступает в силу только после его государственной регистрации. 

В случае, если стороны не смогли достичь согласия по вопросу установления сервитута или его условий, необходимо обращение в суд. Иск в суд подается по месту нахождения земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут. При обращении в суд должны быть соблюдены следующие условия: 

-имеются доказательства необходимости установления сервитута, т.к. иначе лицо, требующее установления сервитута, не может использовать принадлежащую ему недвижимость;-правом требовать установления сервитута обладает только лицо, в интересах которого устанавливается сервитут ;-имущество, на которое устанавливается сервитут, должно находиться в собственности. 

После всестороннего рассмотрения дела, судом выносится решение либо об отказе в установлении сервитута, либо о принудительном установлении сервитута.

Вступившее в силу законное решение суда является основанием для государственной регистрации сервитута.

Регистрация сервитута на основании решения суда производится с приложением тех же документом, что и при регистрации по соглашению сторон – только вместо соглашения сторон подается решение суда.

Как и любое иное обременение, сервитут может прекращаться в определенных случаях. К таким случаям относятся: 

-прекращение оснований, в связи с которыми сервитут был установлен. Одним словом, когда необходимость в сервитуте отпадает, собственник земельного участка вправе требовать его прекращения. Здесь так же, как и при установлении сервитута, может быть либо заключено соглашение сторон о прекращении сервитута, либо, при отсутствии соглашения, дело разрешается через суд.

-если обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться его собственником в соответствии с целевым назначением участка, то собственник вправе требовать через суд прекращения сервитута.

так же подлежит государственной регистрации.

Так же, хотелось бы отметить, что сервитутом могут обременяться не только земельные участки, но и, например, здания, сооружения и другое недвижимое имущество. При этом все сказанное о сервитуте выше, относится и к установлению сервитута на эти объекты.

Суть частного и публичного сервитутов одна и та же – предоставление возможности лицам пользоваться чужим имуществом. Однако, публичный сервитут устанавливается в общественных интересах (интересах неограниченного круга лиц), а не в интересах отдельных частных лиц, поэтому имеет ряд особенностей – отличий от частного сервитута:

-публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. -круг действия публичного сервитута – круг лиц, имеющих право пользоваться им, как правило, не ограничен

-публичный сервитут может быть срочным (например, на срок резервирования земель) или постоянным.

Публичный сервитут может устанавливаться для следующих целей:

-прохода или проезда через земельный участок -использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры -размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним -проведения дренажных работ на земельном участке -забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя -прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок -сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям -использования земельного участка в целях охоты и рыболовства -временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ -свободного доступа к прибрежной полосе.

Заявление о государственной регистрации публичного сервитута подается органом государственной власти или органом местного самоуправления, его установившим.

Публичный сервитут, так же как и частный, может быть платным (если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату).

Так же, необходимо отметить, что если установление убличного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка, с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Таковы основные моменты, касающиеся как частного, так и публичного сервитута.

Источник: http://www.remontpozitif.ru

Источник: http://www.remontpozitif.ru/publ/remont_i_zakon/zakony_o_stroitelstve/servitut_kak_vid_obremenenija_zemelnogo_uchastka_ponjatie_chastnogo_i_publichnogo_servituta_procedura_ustanovlenija/77-1-0-1090

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть